Оглавление сайта
Публицистика

Василий Грозин

Беседы с воображаемым честным журналистом

Информация общественного пользования

Предыдущая Оглавление Следующая

5.
Дружественность и нравственность

Честный журналист:  Здравствуйте, Вася Пупкин!

Грозин:  Здравствуйте, Мать честнАя!

Честный:  При чём тут мать?

Грозин:  А при чём тут Пупкин?

Честный:  Я просто пошутил...

Грозин:  И я пошутил.

Честный:  Вы сразу «мать»...

Грозин:  Вам не понравилось, как я пошутил? Я это предполагал. Как-то нужно было дать вам понять, что ваша шутка неуместна, что меня не устраивает ваш ироничный тон, ваше подтрунивание.

Честный:  Вы что же - обиделись на меня за Пупкина?

Грозин:  Тут нечто другое. Всякая совместная деятельность людей требует соответствующей психологической настройки. Это называют «рабочий настрой», «конструктивный настрой», «трудовое настроение».

Честный:  Знаю, это мне знакомо. Опять канва общих представлений?

Грозин:  Конечно! Помимо дружеской атмосферы нужно глубокое уважение к предмету общей работы и к участникам, чтобы не бросить дело на полдороги. Допустим, зайдёт какой-нибудь Вася Пупкин и брякнет: «Хватит вам ерундой заниматься, господа. Никому не нужны эти ваши беседы, у самих, небось, от скуки скулы сводит.» И трудно будет ему возразить, если нет взаимообязывающей уважительной атмосферы, которая и необходима, и приятна, и ценна для участников работы. А на фоне трудового взаимоуважения демарш такого Пупкина воспринимается каждым как посягательство на общую ценность. Каждый ему ответит: не мешай, дорогой, ступай своей дорогой.

Честный:  Взаимоуважение - это как защитное поле из фантастических произведений?

Грозин:  Может быть. Однако нужно добавить, что это «защитное поле» одинаково охраняет и добро, и зло. Например, в преступной группе оно тоже имеет место. Поэтому для правильной ориентации и правильного реагирования нам нужно непременно знать цели соответствующей деятельности.

Честный:  Цели? Ну, это само собой разумеется.

Грозин:  А по-моему это один из важнейших моментов, о котором нужно поговорить подробнее.

Честный:  О целях? Хорошо, берите инициативу в свои руки, Василий.

Грозин:  Вы помните, мы говорили о настройке психики на восприятие информации (см. 2)?

Честный:  Да, помню. Разум сразу машинально отыскивает в памяти мысленную модель того объекта, о котором будет информация. А также всякие сопутствующие знания, которые могут пригодиться.

Грозин:  Отлично. И мы подразумеваем под восприятием информации не только чтение газеты, просмотр телепередачи либо разговор со знакомым. Но также и собственное наблюдение обстановки, в которой нам необходимо сориентироваться.

Честный:  Конечно, мы имеем в виду любой способ получения информации.

Грозин:  Только не внушение под гипнозом. Там, говорят, бодрствуют не все участки мозга, которые требуются для слаженной работы разума, воли и памяти.

Честный:  Ладно, экзотические случаи мы из рассмотрения исключаем.

Грозин:  Прекрасно. Давайте теперь посмотрим, как мы прогнозируем поведение другого человека. Человек в отличие от неодушевлённых предметов и от животных обладает большой способностью разнообразить своё поведение. Если озорник или умный противник поставит себе целью запутать нас, мы можем не справиться с задачей предсказания его поведения.

Честный:  На войне как раз такие цели стоят перед воюющими сторонами.

Грозин:  Верно. И в мирной обстановке тоже случаются мошенничества, афёры, интриги, розыгрыши и тому подобное. В то же время огромное множество ситуаций характеризуется заранее известным однотипным поведением разных людей. Даже незнакомый человек в большинстве случаев бывает предсказуем для нас.

Это достигается благодаря тому, что в типичных взаимодействиях цели участников заранее известны всем сторонам, фиксированы. Притом в нашем арсенале мысленных моделей имеется много сведений о соответствии различных форм поведения, поступков, стилей, действий тем или иным целям.

Нужно купить хлеб - идём в булочную, стоим в очереди, вежливо говорим продавцу, что нам нужно, платим известную сумму. Продавцу нужно продать товар. Он (тоже вежливо) узнаёт, что нам нужно, отпускает товар, сообщает интересующие нас сведения, даёт возможность проконтролировать количество и качество. Можно помимо основной цели посудачить немного...

Если какая-либо из сторон не соблюдает типового поведенческого образца, то для другой стороны (и для всех незаинтересованных субъектов!) это будет выглядеть как отклонение от «законной» цели взаимодействия. Удобно?

Честный:  Удобно, если без обмана, без капризов и эксцессов.

Грозин:  Ещё пример. К нам приходит мастер ремонтировать холодильник. Он преисполнен своих профессиональных секретов, а мы в технических вопросах - ни бум-бум. Однако мы его контролируем: он должен возиться с холодильником, не шарить по другим помещениям и предметам интерьера. Скорее всего это мужчина в соответствующей одежде, а не во фраке с бабочкой, и уж никак не дама в бальном платье.

Честный:  Он может направиться в ванну или туалет.

Грозин:  Пожалуйста, это допустимые сопутствующие цели. Но он должен испросить разрешения хозяина. (azzb) Вообще любой партнёр по дружественному взаимодействию обязан сам помогать другой стороне контролировать себя. А тем более чужой человек в доме.

Если субъект в серьёзных взаимодействиях уклоняется от контроля своих действий остальными, значит, по всей вероятности, у него есть помимо официальной цели ещё какая-то, которую от другой стороны лучше скрыть. В соответствии с канвой общих представлений это расценивается как достаточный признак недружественности субъекта.

Честный:  Субъект сам помогает себя контролировать? Вы не преувеличиваете, не идеализируете?

Грозин:  Вовсе нет, в Советском Союзе это было общей нормой. Я и сам всегда так делал и делаю. И очень высоко ценю ощущение, что мне нечего скрывать от товарищей, незачем юлить. Когда нужно завоевать доверие публики, даже нынешние жуликоватые субъекты вдруг начинают демонстрировать открытость контрольных параметров. Иногда, правда, не всех... А в советское время...

Разумеется, и контроль имеет свои разумные типовые границы, за которые партнёров можно не пускать.

Честный:  Например?

Грозин:  Например, личные обстоятельства субъекта. Или технические подробности, излишние с точки зрения контроля ситуации.

Честный:  Но могут же утаивать и существенное?

Грозин:  Когда существует такая опасность, то процедуры взаимодействия и круг обязательных сведений подробно прописываются, так что стороны могут вполне контролировать друг друга. Ничего нереального.

Честный:  Помню. Правила торговли, стандарты качества и документирования, контролирующие органы и организации и т. д.

Грозин:  Теперь допустим, что ремонт нашего изношенного холодильника стоит дороже, чем новый аналогичный холодильник. Нам выгоднее в этом случае отказаться от ремонта и приобрести новый аппарат. Для этого мастер должен заранее объявить нам, во что обойдётся ремонт.

Честный:  А если при диагностике он не знал, что в процессе ремонта ещё что-то отвалится?

Грозин:  Бывает. (azzc) Но тем и отличается дружественная модель от недружественной, что на более оснащённую, более подготовленную сторону возлагается и бОльшая доля ответственности. Профессионал несёт ответственность за свои ошибки, за невыполнение согласованных контрольных условий.

Честный:  А в постсоветской жизни профессионализм используют как предлог для ухода от контроля другой стороны: это, мол, слишком сложно для непрофессионалов, всё равно не поймёте, так что отключите мозг и положитесь на профессионала.

Грозин:  И в то же время много говорится о том, что нужно с умом выбирать надёжных профессионалов, что нужно не жалеть денег. Такая пропаганда окончательно сбивает человека с толку, делает беспомощным перед стяжателями, заставляет винить в неприятностях самого себя (денег, мол, пожалел).

Честный:  И вынуждает дружественного человека становиться таким же профессионалом-стяжателем.

Грозин:  Правильно, вынуждает. Самое главное, что в этой системе эталонной моделью отношений становится бесконтрольная недружественность под маской напускного дружелюбия. Если все кругом завышают цену, занижают качество, то и вам придётся, иначе прогорите. И наш мастер по ремонту холодильников тоже может, пользуясь хаосом в голове заказчика, намеренно завысить цену.

Честный:  А в СССР?

Грозин:  А в СССР он деньги, полученные от заказчиков по квитанции, сдавал госпредприятию. Себе ни копейки не мог оставить. Квитанцию не мог утаить - это нумерованный бланк строгой отчётности. Получал только зарплату и премию за перевыполнение плана. А за факт завышения стоимости (ради перевыполнения плана) его ждало лишение премии. Проверяли квитанции государственные бухгалтеры, а бухгалтеров - государственные ревизоры. Граждане обращались с жалобами, количество подтвердившихся жалоб являлось важным показателем работы руководителя.

Добавьте к этому, что потребительские цены и тарифы в СССР были привычно стабильными в течение десятилетий, так что всякий неожиданный непропорциональный «выброс» стоимости ощущался чуть ли не спинным мозгом.

За всеми этими обыденными мелочами стояла система отношений социалистической дружественности.

Честный:  Мне вот что показалось интересным. Мастер пришёл ремонтировать холодильник. Это была согласованная цель: вам нужен исправный холодильник, ему нужна плата за услугу. Затем он выяснил, что ремонт обойдётся дороже покупки нового. Выходит, мастер должен вместе с вами отказаться от согласованной первоначальной цели?

Грозин:  Мы уже говорили с вами, что дружественная модель опирается на некое множество интересов человека, признанных законными в канве общих представлений. Это множество интересов не придумано, а взято из реальной жизни. Жизнь выдвигает перед человеком множество целей поведения, которые могут и конкурировать между собой. Сиюминутные и долговременные, актуальность которых меняется и не всегда верно оценивается человеком. К слову, настоящая, не обманная сложность выбора поведения для человека заключается в этой множественности различных целей.

По дружественной модели мастер должен учитывать все мои законные интересы, а не только данную согласованную цель. И я, кстати, тоже. Если ему станет плохо, я окажу помощь или вызову скорую. Не правда ли, это так естественно? Для дружественной модели отношений это не только человечно, но и логично. А без дружественной модели ответственность за неоказание помощи логически повисает в воздухе.

Честный:  Не хотите ли вы сказать, что дружественная модель может заменить десять заповедей?

Грозин:  На самом деле все нравственные постулаты социализма/коммунизма логически следуют из дружественной модели и объективного знания.

Честный:  Но капитализм исходит из недружественной модели...

Грозин:  Капитализм - нынешний - вообще старается отучить людей от связного мышления.

24.09.2011.

Предыдущая Оглавление Следующая