Оглавление сайта
Публицистика

Василий Грозин

Беседы с воображаемым честным журналистом

Информация общественного пользования

Предыдущая Следующая

6.
Спорное и бесспорное

Честный журналист:  Здравствуйте, Василий. Мы с вами в предыдущей беседе договорились до того, что все коммунистические нравственные нормы можно логически вывести из двух основополагающих пунктов: дружественной модели взаимоотношений людей и объективного знания.

Грозин:  Приветствую вас. По-моему, это слишком упрощённая формулировка. Неужели я так прямо и сказал?

Честный:  Я именно так вас понял. Вот уж не ожидал, что вы станете отнекиваться от своих слов.

Грозин:  Не торопитесь. Давайте я дорисую картину. Во-первых, нравственные нормы в реальном мире никогда не пишутся с чистого листа для стерильного общества из пробирки. Всегда есть общественная предыстория, значение которой, кстати, весьма велико и для толкования дружественности.

Во-вторых, дружественность, когда её применяют к многообразию интересов человека и к многообразию межчеловеческих взаимодействий, не во всех случаях даёт бесспорные решения. Можно сказать, что она по самой своей сути содержит некоторый элемент спорности.

В третьих, и объективное знание тоже содержит элемент спорности - сомнение, возможность ошибок и т.п.

Посему ваша формулировка верна лишь для простых, бесспорных случаев.

Честный:  Моя? Это же и ваша формулировка тоже.

Грозин:  Теперь, когда оговорены важные сопутствующие обстоятельства, (иначе говоря - мы согласовали контекст), я готов подписаться под такой формулировкой.

Честный:  Вы хотите сказать, что дружественность и знание годятся не на все случаи жизни?

Грозин:  Нет, они годятся на все случаи, ничего более пригодного в распоряжении человека нет. В одних случаях на них можно полагаться вполне и придерживаться типового поведенческого решения. В других, спорных случаях, приходится действовать осторожно, наощупь. Но всё равно - опираясь на имеющееся знание и в духе дружественности.

Честный:  Бывают ситуации, в которых имеющихся знаний недостаточно.

Грозин:  Например, неизлечимая болезнь. Или прилёт на Землю инопланетян. Тут нужно искать решения и минимизировать потери.

Честный:  Так же и экономический кризис?

Грозин:  Знаний об экономических кризисах в 21 веке предостаточно. Это продукт деятельности влиятельных капиталистических субъектов, их решений. Они сами решают, чьи и какие интересы нужно защитить от ущерба, как и в какой мере.

Честный:  Зачем им это нужно?

Грозин:  Прежде, как известно, капиталистические кризисы перепроизводства и финансовые происходили стихийно в соответствии с противоречивой природой самих капиталистических отношений. И своей неуправляемостью угрожали стабильности капиталистической системы. К концу XX века капиталистическая верхушка уже совершенно сговорилась в мировом масштабе, и теперь кризисы происходят тогда, когда они сочтут выгодным.

Честный:  Планируются?

Грозин:  Прогнозируются (и готовятся) и провоцируются в нужный момент. В последние десятилетия публике ещё демонстрируют лицемерные спектакли по сюжетам «Не ждали», «Богатые тоже плачут», «Кому сейчас легко?» и т.п.

Честный:  Мы отвлеклись от обсуждения дружественности...

Грозин:  Необходимо ясно понимать, какие порядки навязываются человечеству вместо дружественности.

Честный:  А какую альтернативу предлагает дружественность?

Грозин:  Подконтрольное обществу планирование важнейших производств, общественный (не частно-групповой) механизм накопления и страхования, общественный экономический контроль за важнейшими ценовыми соотношениями то есть, за мерой труда, доходами, ресурсоёмкостью и так далее.

Честный:  Социализм?

Грозин:  Да.

Честный:  Вы считаете, что дружественная альтернатива бесспорно лучше нынешней капиталистической?

Грозин:  Бесспорно - это то, чего никто не может отрицать, не погрешив против истины. Например, что накопленное могущество капиталисты со своими подручными направляют на то, чтобы люди хуже понимали происходящее. Это фактически наблюдаемый процесс. Причём противники дружественности не хуже нас с вами понимают притягательность нашей дружественной модели, раз перед выборами обещают, например, «создать двадцать пять миллионов качественных рабочих мест». (Я бы напомнил - уничтоженных ельцинистами). Это ведь один из базовых интересов социалистической дружественной модели.

Честный:  То есть, они ведут себя как дружественные субъекты?

Грозин:  Притворяются дружественными.

Честный:  Почему же «притворяются»? Возможно, они вполне искренни.

Грозин:  Мы уже с вами знаем, что дружественная модель отношений - это не просто благородный порыв, а воспроизводящееся в обществе взаимное признание за другой стороной её интересов. Признание обязательное, поскольку недружественность разрушительна для этой модели и потому запрещена. И признание непрерывное, как сама жизнь, а не эпизодическое, как акты благотворительности или предвыборные посулы.

Наши плутократы могут ещё объявить, будто качественные рабочие места - это пресловутый мелкий бизнес, в нынешних условиях обираемый олигархическими кланами и, в свою очередь, обирающий граждан. А по дружественной модели качественные рабочие места - это наука, техника, хорошо оснащённый труд на общественную пользу, связанный с накоплением знаний и опыта, обеспеченный спросом и доходами.

Честный:  А сама дружественность небесспорна?

Грозин:  Дружественность - это ценностная установка. Она бесспорна для тех, кто её принял в качестве аксиомы. Увы, история человечества знает и иные ценностные установки.

26.09.2011.

Предыдущая Следующая