Защита памяти
Оглавление сайта «Защита памяти»
Публицистика


Василий Грозин

Главное противоречие современного капитализма

В современном капиталистическом мире на первый план выходит противоречие между частнособственническим, неравноправным способом управления обществом и объективно обусловленным развитием массового сознания.

Колоссальные возможности науки и техники, созданные трудом и гением человека, благодаря в том числе и капиталистическим отношениям, и соревнованию капитализма с социализмом в 20 веке, позволяют в идеале не просто обеспечивать выживание людей, но - при вполне приемлемых с точки зрения общества материальных затратах - предоставлять в распоряжение каждого полноценного человека высшие достижения науки и культуры.

Однако - в соответствии с логикой частнособственнических интересов - наука, техника и культура выворачиваются правящим меньшинством в возможность кардинально ограничивать развитие людей, удалять их от понимания действительности и контроля над управлением общественными процессами. Для поддержания массы людей в дезорганизованном толпообразном состоянии идут в ход хаотизация знаний и ценностных представлений, недоброкачественное информирование, демонизация человека, политика экономического неравенства, соблазн, запугивание, провокации.

Всё это - не «проблемы роста» олигархического капитализма 21-го века, а новые фундаментальные технологии воспроизводства капиталистических отношений. В присущих капитализму общественно значимых отношениях воля управляемых воспринимается управляющими как помеха или угроза. Возникает классовая заинтересованность в плохой информированности массового человека, в ослаблении способности к самообучению, познанию, осознанию коллективных интересов, в снижении волевых свойств личности.

Идейно-правовое крючкотворство правящих классов перерастает традиционные культурные границы, размывая и прежде зыбкие для господ грани между предприимчивостью и воровством, правдой и ложью, законностью и произволом. Частно-корыстное выдаётся за общественное, зло приравнивается к благу.

Каждому, кто принимает это жизнеустройство и - согласно его правилам - старается подняться в пирамиде господства как можно выше, рано или поздно приходится во имя укрепления неравноправной пирамиды действовать против сознательности других людей, не останавливаясь в этих действиях перед нанесением ущерба полноценному развитию подрастающих поколений. Приходится - более или менее явно - становиться на сторону инициативного зла.

Зло это имеет очевидную классово-общественную основу, и каждый индивидуум всего лишь принуждён следовать общим писаным и неписаным правилам. Таким образом, он не чувствует себя инициатором зла, а если и чувствует, то в одиночку ничего с этим поделать не может. Изменить правила можно было бы лишь коллективными организованными усилиями, достаточно весомыми на уровне общества. Поэтому отмеченное выше противоречие капитализма является, образно выражаясь, остриём иглы, на котором таится смерть Кощея Бессмертного.

Сформировалась ли уже та культура мировосприятия, в которой вышеназванное инициативное зло возведено в ранг добродетели? Возможна ли такая культура в мировом масштабе? Какое обоснование для подобной ценностной установки будет пущено в ход по поводу принудительной «либерализации» очередного «старомодного» общества? Останется ли генеральной линией нового миропонимания управляемый ценностный хаос, или же в качестве ценностных координат будет продвигаться единая концепция «научного» объяснения ничтожности нижних и элитарности взобравшихся выше?

Москва
22.11.2013

См. также
О моральной ответственности за хаотизацию добра и зла