Оглавление сайта
Публицистика

Василий Грозин

Информация общественного пользования

Дорога понимания или кривые оболванивания

Мы не откроем Америки, сказавши, что человек в своих усилиях понять что-либо опирается на уже имеющиеся у него знания. Это общеизвестно.

Только что родившийся ребёнок - и тот демонстрирует какое-то врождённое умение сосать, кричать, реагировать на некоторые внешние раздражители, а несколько позже - различать (видеть, слышать, осязать...) и запоминать. Эта, если использовать аналогию с ЭВМ, «зашитая» программа начального поведения и начальной загрузки информации позволяет маленькому человеку (с помощью старших, конечно) накопить первоначальный опыт, достаточный для более сложных поведенческих действий и для более мощных познавательных операций.

И далее наряду с накоплением сведений о мире, в котором человек живёт, происходит развитие навыков его информационного взаимодействия с миром. (В данном случае мы включаем в понятие «мир» и самого растущего человека, а не только «окружающий мир».)

Некоторые врождённые умения продолжают действовать в сознании, сплетаясь с приобретаемыми мыслительными способностями. Однако умения, приобретённые человеком, такие как язык и труд, преобладают над врождёнными. Человек не только развивается физически и физиологически, не только накапливает в памяти данные, поступающие от органов чувств и от общения с сородичами. В его сознании формируются подобные компьютерным «программы» обработки информации, которые совершенствуются по мере обучения и самообучения.

Не всегда бывает просто разделить в сознании человека «программу» и «данные». Усвоенный новый образ, который отражает какое-либо явление мира, - это не только «данные». Он несёт в себе помимо знания о конкретном явлении также и новые познавательные возможности. Применяя новый мысленный образ как образец, можно строить гипотезы для объяснения других явлений, сходных с данным. Более того, образцом может стать не только сам образ, но и история его открытия. А из рассмотрения отличий данного образа от других и сходств его с другими удаётся иногда вывести понятия новых отличительных свойств, более удобные, чем существующие.

Итак, способность человека сделать очередной шаг в понимании чего-либо зависит от подготовленности его разума, от того мыслительного арсенала, которым он владеет, от того информационного богатства, которое им уже освоено. Может оказаться, что более способный от природы, но хуже обученный в соответствующей области, не решит задачу, вполне посильную для человека менее одарённого, но достаточно обученного. (Заметим кстати, что натренированность типовых приёмов мышления не должна быть узкой и шаблонной, иначе в тех случаях, когда мы сталкиваемся с принципиально иным явлением, оно будет истолковано неверно.)

Многие проблемы понимания, прежде доступные лишь гениям и талантам, ныне уверенно одолеваются людьми заурядных способностей, опирающимися на достаточные для этого готовые знания и типовые навыки, которых по понятным причинам не было в распоряжении первооткрывателей.

Разумеется, при обучении, то есть, при усвоении готового знания и натренировывании мыслительных навыков, возникают свои проблемы. Так, не все абстрактные мысленные модели, на которых базируется современное знание, обладают наглядностью, то есть, имеют привычные для человека вещественные или образные аналоги. Многие абстрактные понятия образованы на основе других абстрактных, те в свою очередь тоже, и для их прочного усвоения требуется понять всю последовательность абстрактно-теоретических моделей, научиться оперировать ими в уме с тою же привычною лёгкостью, с какой ребёнок планирует варианты расстановки мебели в игрушечном доме.

Попробуйте объяснить какую-либо проблему средней сложности человеку несведущему. Если разрыв между привычным ему знанием и вашей проблемой велик, то с ходу он вряд ли поймёт ваши объяснения. Вам придётся потратить некоторое время, чтобы провести вашего «ученика» от простого к сложному. Разбиваете своё объяснение на несколько порций, пригодных для быстрого восприятия. Выражаете каждую порцию информации такими словами и понятиями, которые уже знакомы, привычны слушателю. Объяснение мелких подробностей откладываете до усвоения слушателем главных сведений. Подкрепляете теоретические сведения примерами из жизни...

Педагоги, преподаватели высших учебных заведений и журналисты хорошо знают, как важно дозировать новую информацию, не допускать слишком высоких ступеней новизны и сложности, чтобы значительный информационный материал был усвоен прочно всей аудиторией, а не только самыми продвинутыми людьми.

Это можно изобразить в виде условных графиков нарастания сложности материала в процессе обучения.

Работа сознания по восприятию и усвоению знаний занимает определённое время - на чтение или прослушивание, на запоминание, на повторение, на практическое натренировывание. В процессе этой работы психика устаёт, и ей требуется отдых.

Имеется некоторый оптимальный для основной массы обучаемых темп возрастания сложности материала (линия I). Это - такое постепенное повышение сложности, при котором каждая порция материала не слишком проста и не слишком сложна относительно уже достигнутого уровня знаний. Привычных мыслительных усилий должно быть достаточно, чтобы сразу «схватить» новые сведения. Правильно дозированные сведения привлекают новизной и не отпугивают сложностью, успех понимания «на лету» окрыляет, даёт энергию для восприятия следующих порций информации.

Если предлагаемый материал слишком труден (линия III), то он может потребовать очень больших затрат на повторение и закрепление, остаться малопонятным или даже непосильным для большинства аудитории. Чаще всего слишком крутое нарастание сложности заранее отпугивает аудиторию, отбивает желание разобраться в проблеме. Если материал, наоборот, слишком прост (линия II), то нагрузка на психику будет использована нерационально, знания возрастут незначительно и останутся далеки от того уровня понимания, который достижим при оптимальной динамике, хотя аудитория почти так же устанет от механических усилий по восприятию информации.

Таким образом, и слишком примитивное (пологое), и слишком усложнённое (крутое) толкование проблемы являются факторами, затрудняющими понимание.

Добавим к сказанному, что знания и умения легче усваиваются и прочнее удерживаются в головах, если они увязываются с общеупотребительными понятиями и познавательными образами, привычными в повседневной практике и общении людей, если подкрепляются опытом соприкосновения человека с различными сферами познания.

Не только общеобразовательная школа, но всякое обучение, и в частности подготовка профессионалов разной квалификации тоже имеет свою оптимальную динамику восприятия знаний. Правильно выстроенная подача материала обеспечивает гарантированную массовую подготовку специалистов до некоторого уровня. В каждой области знаний встречаются такие профессиональные вершины, которые в силу непривычности мысленных моделей не сразу покоряются всем обучаемым, которые для ясного понимания требуют упорного труда и личного накопления опыта, которые быстрее схватываются наиболее одарёнными в данной области. Но основной массив знания благодаря принципу от простого к сложному может быть воспринят каждым при условии достаточной общей образованности и достаточного трудолюбия. Тем же путём получают необходимые им знания профессионалы из других областей, так преодолевается профессиональная замкнутость информации, так происходит взаимообмен и взаимоувязка сведений между различными науками.

Очевидно, что общество, заинтересованное в распространении знания, во взаимопонимании граждан и сознательном отношении к актуальным проблемам, стремится создавать оптимальные условия для доведения до граждан соответствующей информации. Поддерживается общеупотребительная терминология, удовлетворяющая потребности познания от простого к сложному, соответственно выстраивается материал в учебниках и литературе для самообразования, поощряется популяризация науки, высокие требования предъявляются к познавательному уровню средств массовой информации.

Не менее очевидно, что если по общественно значимым вопросам в обществе 21-го века поощряется циркуляция заведомо упрощённых или чрезмерно усложнённых сведений, если используется малознакомая терминология, часто сменяемая и двусмысленная, если важнейшие сферы общественных интересов объявляются слишком сложными для общегражданского понимания, если образованность граждан, адекватность общественного мнения, объективность журналистики перестают быть обязательной нормой, значит те, кто управляет таким обществом, считают сознательность граждан помехой, а не благом.

Надо сказать, что огромное большинство проблем, с которыми сталкиваются ныне люди и общества, по своей сложности относятся к общепонятным. Даже наиболее сложные из них не являются принципиально новыми и, следовательно, имеют готовые варианты решений. Особо следует отметить такие сферы как экономика, право, искусство, отношения с людьми, воспитание детей. Они по современным меркам являются общедоступными для понимания за исключением заранее известного круга вопросов, которые требуют специальной профессиональной подготовки. Представления, будто основная общественная проблематика сама по себе настолько сложна, что доступна пониманию лишь профессионалов, отражают не объективную реальность, а стремление определённых сил намеренно усложнять общественные отношения и держать граждан на безопасном (с точки зрения власти и олигархии) расстоянии от выработки и оценки общезначимых решений.

15.07.2013.

—————
¯¯¯¯¯