Защита памяти
Оглавление сайта «Защита памяти»
Публицистика


Василий Грозин

Почему хорошее хорошо, а плохое плохо

Девяносто пять банальностей и пара истин в последней инстанции

Постановка проблемы
Мы говорим: человек, подразумеваем: разум
Труд создаёт человека и общество
Как работает наш разум
Разум между добром и злом
Объективный взгляд на добро и зло
Воля как инициатива поведения и воля как обстоятельство
Разум против разума. Анти-разум

Кратко


* * *

Данная статья предназначена для сознательных и тех, кто стремится к сознательности.

0. Сознательность - способность человека понимать окружающий мир, других людей и себя, предвидеть последствия действий или бездействия людей, объективно оценивать значение этих последствий для себя и для окружающих, направлять свои усилия к общему благу.

Постановка проблемы

1. О чём бы мы ни размышляли, ни говорили, ни писали, наше внимание выхватывает лишь частицу объекта, как луч фонарика в тёмном помещении. Лишь отдельные предметы, черты, свойства, стороны. От остального мы на момент или на время данных рассуждений отвлекаемся, оно оказывается вне поля нашего зрения. Но, если принятые нами в рассуждениях мысленные модели правильны, мы всегда подразумеваем то смысловое окружение, благодаря которому каждая частица предстаёт нам не сама по себе, а как подробность связной реальности, деталь более целостной, логически завершённой ситуации.

2. В данном случае мы направим наше внимание на отношения между людьми, поскольку именно эта, если можно так выразиться, деталь, является ключевой, решающей для более чёткого понимания, что есть добро, а что - зло.

3. Вопрос, сформулированный нами в заголовке, кажется претенциозным. Однако мы поставили его не для красного словца и не ради шутки. Вернее сказать, не только для этих целей - привлечь и развлечь читателя, но (и это главное) мы собираемся рассмотреть этот вопрос серьёзно.

4. Формат данного материала - это отнюдь не фундаментальный научный труд, основывающийся на обработке, классификации, сравнительном анализе большого массива фактических данных, а всего лишь популярные записки, рассчитанные на широкий круг читателей. Нам придётся выделить наиболее очевидные важные моменты, вокруг которых и должна сложиться общая мысленная картина, почему хорошее хорошо, а плохое плохо.

5. Мы не будем ограничиваться обычной в связи с данным вопросом мешаниной банальностей и иронических острот типа: «Уходя, гасите свет», «Ребята, давайте жить дружно», «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным», «Человек слаб» и тому подобного. Напротив, мы рассмотрим по возможности объективно как понятия «хорошо» и «плохо», так и маячащие за ними менее суетные ориентиры - добро и зло. То есть, прикоснёмся к вечным истинам, не отговариваясь, как водится в подобных случаях, что, мол, вечные истины одно, а реальная жизнь - совсем другое.

Мы говорим: человек, подразумеваем: разум

6. Современному человеку привычны сооружения, техника, предметы быта, созданные человеческим трудом и имеющие важное значение для жизни людей. Всем нам привычно пользоваться знанием, унаследованным от предшествующих поколений. Многое из того, что сегодня общеизвестно, людям прошлых веков было неведомо. Человек обычно не задумывается над этим, но это подразумевается нашим знанием о мире.

7. Помимо человека на Земле есть много других живых существ. Виды живых существ отличаются друг от друга по многим признакам, а человек отличается от всех прочих существ ещё и своей способностью... Да, а чем же отличается человек от других живых существ? Наличием разума.

8. Разум - способность на основе восприятия информации формировать упорядоченные представления. Разум - та особая способность, которая позволяет человеку целенаправленно изменять окружающий мир и совершенствоваться в этой деятельности.

9. Направляемые разумом труд и познание составляют решающее объективное преимущество человека перед другими живыми существами: человек сам может укреплять своё положение в окружающей среде, усиливать защиту от природной стихии и неблагоприятных обстоятельств. Выживание, которое для животных является своего рода везением в игре природных сил, делом случая, человек берёт в свои руки, всё более разумные и умелые.

10. Второе поприще разума, а может и первое по значению, - он превращает психику живого существа из набора рефлексов в самоценный для разумного существа внутренний мир, наполненный образами, чувствами, переживаниями.

11. И то, и другое происходит по мере развития людей, ценой тяжкой борьбы за выживание, сначала стихийно, по везению, само собой, затем ощупью и далее всё более осознанно, на основе растущего и упрочивающегося знания.

12. Разум является наиболее могущественной силой человеческого рода. При этом носителем разума выступает каждый отдельный человек. Могущество разума в огромной степени определяется теми условиями, которые создаёт общество для образования и взаимообучения, тем массивом знаний и оснащением разума, которые наработаны обществом и предоставляются каждому отдельному человеку.

13. При всей рукотворности условий обитания, при всей искусственности внутреннего мира человека, человечество остаётся видом живых существ, которому для жизни и воспроизводства необходимы определённые обстоятельства, более или менее благоприятные. Как и многие животные, исчезнувшие на Земле, люди могут погибнуть от неблагоприятных условий, к которым они окажутся не приспособлены.

14. Притом неблагоприятной неожиданностью может стать не только непреодолимый природный катаклизм, маловероятный, кстати, в масштабах жизни одного поколения. Причиной неблагоприятных изменений может послужить недальновидная деятельность самих людей: загрязнение среды, истощение ресурсной базы, техногенные катастрофы, конфликты с применением оружия массового уничтожения, биологическая деградация и т.п.

15. Люди могут противопоставить угрозам прежде всего разум, предвидение, исследование мира и общества, развитие научно-технологического потенциала.

16. Для этого необходимо, чтобы направленность усилий разума в обществе соответствовала целям защиты человеческого рода от разнообразных угроз.

Труд создаёт человека и общество

17. Марксистская формула «труд создал человека» очень ёмко характеризует сущность человека, его место в природе, как это понимается марксистами. В отличие от жизнедеятельности пчёл и муравьёв труд истолковывается «по-человечески», как деятельность, сопряжённая с совершенствованием орудий и трудовых навыков, с целенаправленным изменением условий жизнедеятельности, с познанием, с развитием разума (см. например, статью Труд в БСЭ).

18. Разум не только помогает рукам в труде, он вырабатывает и свои собственные орудия труда. Знания, навыки мышления, речь, письменность, системы счисления, - всё это играет роль «умственных» орудий человека, служащих целям людей. Само понятие цель подразумевает разум человека и какие-то осознанные нужды, желания, намерения, планы.

19. Деятельность, направляемая разумом людей, лишь тогда приносит пользу человеку и обществу, когда она упорядочена, когда людям удаётся доводить начатые дела до успешного конца. Когда на поле, засеянное для получения урожая, не выгоняют пастись скот. Так что труд приучает человека фиксировать цели, не забывать о них по ходу дела, увязывать разные цели между собой и с сородичами, отказываться от менее приоритетных целей во имя более приоритетных.

20. Труд, этот плодотворный процесс достижения благополучия, побуждает людей находить те или иные способы согласования частных целей отдельного человека или группы с целями других людей, с интересами общества в целом.

21. Благодаря труду многих поколений и растущему могуществу разума современный человек в значительной мере защищён от капризов природной стихии и от опасных инфекционных болезней. Большие возможности открываются перед человеком на поприще высокопроизводительного, интеллектуального, творческого труда, в сфере отношений сотрудничества, товарищества, дружбы, любви. Эти общественные достижения выгодны всем людям, каждый человек объективно заинтересован и в упрочении знания, и в развитии технологий, и в направлении преобразующей деятельности людей на общую пользу.

22. Разумеется, люди заинтересованы и в том, чтобы сиюминутная выгода не оборачивалась в будущем неприятными неожиданностями, чтобы затраченные ресурсы и труд не пропадали зря, чтобы при разработке масштабных проектов минимизировались вредные побочные эффекты. Люди заинтересованы в надёжности знания и опыта, а также в надёжной упорядоченности частных целей и увязке их с благополучием общества.

23. Соответствует ли историческая практика человечества этой объективной заинтересованности людей? Как обстоит дело в нынешнем мире?

В истории человеческих обществ наряду с тенденцией развития производительных сил и знания прослеживается тенденция отношений угнетения, кровопролитных войн, использования науки и техники для создания всё более изощрённого оружия против человека.

24. Как нам следует относиться к этой античеловеческой компоненте жизнедеятельности людей? Не есть ли она неизбежное зло? Или меньшее из зол? Какую роль здесь играет разум, и как нам, нашему разуму следует обращаться с разумом других людей? Наконец, как нашему разуму надлежит обходиться с самим собой?

Как работает наш разум

25. О чём бы мы ни говорили, всегда подразумевается разум, который формулирует мысли и понимает то, что сформулировано. Сейчас мы рассуждаем о разуме и подразумеваем, что это разум объясняет себе себя. Мы не берёмся объяснить проявления разума неодушевлённому предмету или животному, это было бы бесполезно. Только человеку.

26. Наиболее общеочевидной опорой для выстраивания мыслей служат нам объекты окружающего мира: каждый человек воспринимает их, имеет со многими из них дело в различных ситуациях, использует их для различных надобностей. В процессе общения и разнообразного совместного поведения людей выясняется, что они находят в восприятии реальности очень много общего. Достаточно, чтобы единообразно истолковывать реальность и совместно познавать её.

27. Информация о самых привычных предметах и ситуациях, которую мы получаем при помощи органов чувств, очень ограниченна, её одной было бы недостаточно, чтобы понять, что это за предмет, как с ним себя вести.

Но разум дополняет всякое наше восприятие знанием, накопленным ранее. Поэтому мы знаем, как будет развиваться данная ситуация, чего можно ожидать от той или иной вещи, как использовать её для своих актуальных целей или же как с ней обойтись, чтобы избежать неприятностей. (Знаем даже, как отнесутся окружающие к нашему способу поведения, ведь он - общепринятый и общепонятный.)

28. Информационная поддержка, которую оказывает нам разум в любой знакомой обстановке, незрима, но очень велика. Знания, полученные от сородичей и усвоенные нами, комбинируются с собственным жизненным опытом и сопровождают нас при каждом шаге, движении, действии. Это происходит в основном машинально, мы не замечаем этой поддержки, как не замечаем дыхания, не прилагаем специальных усилий для поддержания равновесия при ходьбе и т.п.

29. Итак, разум обеспечивает нас информацией, приготовленной заранее, обо всём, с чем мы соприкасаемся. Информация дополняет чувственное восприятие реальной обстановки, делает её предсказуемой, позволяет нам выстраивать наше поведение в соответствии с нашими целями.

30. Но в памяти человека хранится информация о множестве самых различных ситуаций, и если разум «подсунет» нам неподходящее знание, не соответствующее текущим обстоятельствам, мы можем совершить ошибку, повести себя неверно. Так, безобидный с виду предмет может оказаться взрывным устройством, о чём много лет предупреждает нас официальная пропаганда. Наоборот, опасное на вид насекомое, от которого мы в ужасе отмахиваемся, может быть на самом деле вполне безобидно. В большинстве случаев знание оказывается верным, иначе люди только и делали бы, что шарахались от безобидных объектов либо страдали от непредвиденных опасностей.

31. В массиве знаний, накопленном поколениями людей, имеются представления о пользе и вреде тех или иных обстоятельств и действий человека. Не всегда неприятности проявляются тут же, сразу, вред от некоторых действий может наступать много позже. Но мы как бы предупреждены об этом заранее.

32. Если разум сталкивается с незнакомой обстановкой, для которой мы не имеем достаточной информации. то мы ощущаем неуверенность и тревогу, проявляем осторожность. Например, можем отложить начатое дело, посоветоваться с более опытными, призвать кого-нибудь на помощь. В крайнем случае даже отказаться от намеченной цели.

33. Однако возможности разума не ограничиваются информационным сопровождением поведения в реальном масштабе времени. Разум способен отрываться от сиюминутного, вспоминать, забегать вперёд, воображать возможное и невозможное, проводить мысленные эксперименты, теоретически выстраивать сложные проекты и алгоритмы поведения, обмениваться знаниями, доказывать, мечтать. Ничего удивительного поэтому, что человек может испытывать огорчение или, наоборот, душевный подъём, или другие чувства не только под влиянием реальных событий, но также в связи с воспоминаниями, предвкушением будущего, по прихоти воображения. Читая книгу, смотря фильм или спектакль, слушая музыку и так далее.

34. Таким образом, мыслительная деятельность не является только лишь рутинной работой сознания, обслуживающего текущее поведение. Она наполняет сознание эмоциями, переживаниями, усиливает или нейтрализует впечатления, поднимает настроение или портит его. Добавив к этому инстинктивные психические реакции, присущие человеку от природы, инстинкт ориентирования, самосохранения, влечения к противоположному полу, родительский, и процессы саморегулирования психической деятельности (возбуждение, торможение, гормональное регулирование, привыкание, натренировывание), мы получим весьма непростую картину мыслительной активности человека, далеко отстоящую от простого реагирования на информацию от органов чувств.

35. Можно поражаться совершенству психических процессов человека, их слаженности, тому, что всё многообразие сознания работает как единое целое и делает окружающий мир предсказуемым, безопасным, привлекательным. А мы не замечаем этой работы разума, просто... живём.

36. Разумеется, так бывает не всегда, и огромная роль в слаженности индивидуального сознания принадлежит тем знаниям о мире, которые совместно поддерживаются людьми и которые подтверждаются реальным опытом человека. В особенности, опытом коллективного труда, сопряжённого с познанием. Отметим, что знания о внечеловеческой природе являются стабилизирующим фактором психики как раз потому, что закономерности природы устойчивы, не зависят от капризов и настроений разных людей, при этом зачастую являются жизненно важными, необходимыми, как бы заставляют нас с собой считаться.

37. Вторым (по порядку, но не по важности в современном мире) фактором слаженности сознания человека являются те эмоциональные условия, которые создают друг другу люди, объясняя поведение, своё и других, перенимая опыт, находя новые варианты взаимодействия, одобряя те или иные поступки, или противодействуя им. Наконец, просто фантазируя и развлекаясь на досуге.

38. В отличие от объективных знаний, которые удостоверяются самой наблюдаемой реальностью, психоэмоциональные условия подвластны прихотям людей. И по прихоти неразумного человека либо по умыслу настроенного враждебно к людям психоэмоциональное реагирование может превращаться из дружественного фактора слаженности в оружие против людей, в инструмент обмана, запугивания, подчинения воли, глумления и пр.

39. Отвлечение внимания от реальности, от тех или иных моментов - это фундаментальный навык мышления человека, основа его могущества. При этом раскрепощается мысль и воображение, появляется возможность взглянуть на мир более масштабно, обнаружить в реальности прежде незамеченные закономерности, понятийно очертить важные свойства, изобрести новые способы решения научных и технических проблем или открыть новые выразительные возможности в искусстве.

40. В то же время отрыв мышления от реальности сам по себе опасен: задумавшись, человек иногда не замечает опасности, увлекшись фантазиями, может приписать реальности неверные свойства и т.д. Вообще разлад в мышлении, при котором внимание не способно адекватно отслеживать реальность и сверять знания с ощущениями, может принимать и патологические формы, когда серьёзно нарушаются машинальные навыки самоконтроля, саморегулирования настроения и связи с реальностью.

41.1. Процесс развития разума, осознавшего себя как фактор могущества человека, исторически приводит к его раскрепощению из-под гнёта жизненных потребностей. С одной стороны происходит накопление навыков и знаний, с другой - природные условия жизни всё меньше довлеют над людьми по мере роста знаний, навыков, технической вооружённости. То есть, разум становится более изощрённым, и у людей появляется больше сил и времени «на отвлечение от непосредственных нужд».

41.2. У человека, у человеческого разума появляется новая степень свободы поведения, которой не было у других живых существ и у первобытных людей.

41.3. Эта степень свободы поведения открывает человеческому роду невиданные возможности для выживания и развития. Но при этом возникает и невиданная в живой природе необходимость увязывания поведения отдельных людей с благополучием племени, народа, человечества. (См. 19.)

Разум между добром и злом

42.1. Подобно тому, как материальные орудия создаются людьми для определённых трудовых целей, так и языковые понятия, навыки мышления изобретаются, воспроизводятся и совершенствуются с той или иной целью. Как и материальные орудия, арсенал разума может использоваться людьми в труде во имя общей пользы или наоборот, друг против друга.

42.2. Сформулировать, выразить, передать знание, поддержать, предостеречь, согласовать поведение, облегчить душу, развлечь друг друга - вот подразумеваемые «мирные» цели любой информации, отправляемой людьми друг другу.

42.3. Но информация может быть способна запутать, помешать, обмануть, скрыть, соблазнить, запугать, спровоцировать. Это цели, враждебные по отношению к человеку. Общепринятая этика такие цели запрещает, соответствующие попытки, если они распознаны участниками ситуации или случайными свидетелями, встречают обычно солидарный отпор.

42.4. Такая типичная для информации цель, как выражение чувств, переживаний человека, характерная для произведений искусства, может быть и дружественной, и враждебной.

43. Возможность использовать разум как на пользу друг другу, так и друг против друга, - это в условиях современного высокого научно-технического уровня есть коренная проблема развития общества. Пойдёт ли развитие человечества по пути использования могущества для подавления одних людей другими, или на основе взаимообучения и взаимозащиты, - перед таким выбором оказалось человечество в конце 20-го - начале 21-го века.

44..1 Совместным поведением людей, как и поведением отдельного человека, управляет разум. Для управления поведением друг друга разум использует информацию. Так, сапёры, обнаруживая минное поле, помечают его знаками, предупреждающими об опасности. Обезвреженные участки, наоборот, обозначаются как безопасные. Понятия «необходимость», «потребность», «возможность», «польза» и «вред», «хорошо» и «плохо», «приятно» и «противно» и др., - своего рода вешки, передаваемые от поколения к поколению.

44..2 Добро и зло - образные ориентиры поведения, исторически вырабатываемые человеческой общностью, позволяющие оценивать цели поведения с точки зрения их приемлемости для общности, соответствия общепризнанным интересам людей. Объективное значение: способствуют увязке индивидуального целеполагания с процессами воспроизводства общности.

44..3 Представления о добре и зле позволяют оценивать, соответствует ли конкретная цель человека или его шкала ценностей требованиям общественного благополучия, как они толкуются в данном обществе.

45. Указатели, помечающие минное поле, - это совсем не то же самое, что высокое заграждение с колючей проволокой вокруг опасного места. Для человека, сознающего инициативный характер своей воли, натренированного подавлять страх и отклонять соблазн, информация, управляющая поведением, только тогда является непреодолимым барьером перед опасностью, непреложным планом действий, когда информационные указания соответствуют направленности собственной воли.

46. В прежние исторические эпохи злонамеренность людей против людей (враждебность) имела объективные основания:

Целям выживания и укрепления положения человека в прошлые века отвечали не только труд, но и грабежи, захваты, порабощение, подчинение. Взаимный страх приводил к зацикливанию вооружённого насилия, к истреблению людьми друг друга. Наименьшим злом оказывался устойчивый порядок, при котором правящая часть общества подчиняла остальных своей воле и управляла обществом в своих интересах.

47. При современном уровне развития производительных сил, знания, общественного разделения труда, управления общественными процессами - враждебность людей друг к другу уже не имеет под собой прежней объективной почвы. Главным источником враждебности называли ещё недавно некий тоталитарный фанатизм, затем - психологические отклонения отдельных людей от общественных требований и норм. Теперь активно педалируется религиозная и этническая рознь, возбуждаются исторические амбиции и обиды.

При этом провоцируются экономические потрясения и вооружённые конфликты. Экономически самостоятельные страны попадают в разрушительную зависимость от внешних интересов. За этой целенаправленной управленческой работой всё более заметно выступает на первый план подлинный фактор сегодняшней враждебности в мире - эгоистичные интересы господствующих классов.

48. Отношения классового подчинения, право частной собственности, на котором они базируются, приоритет частных интересов над общественными в управлении экономикой, в размещении производительных сил, в международном разделении труда, в воспроизводстве знаний и культуры, - приводят к чрезмерному возрастанию давления на природную среду, нерациональному расходу ресурсов, возобновляемых и невозобновляемых.

Не менее важно, что искусственно сдерживается объективно обусловленный процесс роста сознания людей. Более того, на постсоветском пространстве этот процесс в течение десятилетий направляется вспять, общественное мнение дезинформируется и дезорганизуется. Людей разобщают. Старый принцип господской власти «Разделяй и властвуй» реализуется ныне на более высокой основе: при помощи современных технологий манипуляции сознанием.

Всё это позволяет сделать вывод: приоритет частных интересов в управленческих решениях сегодня, как никогда, противоречит общественному характеру жизнедеятельности людей, технологическому могуществу, развивающемуся сознанию.

Объективный взгляд на добро и зло

49.1. Категории добра и зла - это информация людей для людей, своего рода вешки, которыми люди отмечают путь для себя и для сородичей (см. 44.1.). Как и всякие понятия, добро и зло подразумевают человека в качестве источника и получателя информации. Подразумевается также разум, обслуживающий потребности человека как живого существа, притом благодаря высокому уровню развития способный вырываться из-под диктата потребностей (см. 41.2.), планировать и строить будущее, целенаправленно развивать человека.

49.2. Зная уже, что разум может и заблуждаться, и даже намеренно искажать информацию (см. 42.3.), мы должны взглянуть на добро и зло объективно, с точки зрения не сугубо нашей, частной, а той, что верно отражает реальность. Наши вешки должны стоять правильно.

49.3. Информация объективна тогда, когда она выражает общезначимое, неподвластное прихоти воображения, произволу разума.

Такова вся окружающая человека реальность с её закономерностями. Таковы свершившиеся факты, имеющие познавательное значение или важные последствия. Таковы алгоритмы мышления, обучения, целеполагания, управления поведением, психологического саморегулирования, которые используют люди в своей деятельности и во взаимодействиях между собой.

49.4. Где кончается то, что мы относим к объективному, и начинаются вышеупомянутые прихоти, произвол разума, субъективное? Индивидуальные переживания, желания, чувства, оценки, если они рассматриваются сами по себе, как самопричинные явления, вне связи с объективным миром и с реальным поведением, - это уже субъективное.

50.1. Объективное рассмотрение добра и зла мы начнём с наиболее общеочевидного момента, отвлекаясь от кажущегося, навеянного настроением, спорного. Нет, начнём мы не с инстинкта самосохранения, ибо этот инстинкт у человека слабее, чем натренированный разум. Мы обратим внимание на тот объективный факт, который объемлет всю жизнедеятельность людей.

50.2. Само существование человека в природе, воспроизводство человеческого рода, такое, как есть, как данность, к которой каждый отдельный человек адаптируется, есть для человека объективно первичное благо, добро.

50.3. Рассуждения, что без людей мир был бы только лучше, встречаются в искусстве и в жизни. Однако это как раз пример прихоти разума. Человек, закрывающий глаза на самоценность человечества (а иные формы разумной жизни существуют пока только в воображении), отрицает себя, свой разум, воспринимаемый мир, всё. Такая позиция превращает человека в конец света, в «чёрную дыру». Однако каждый новый момент продолжающейся жизни развеивает эту дыру и этот конец.

50.4. Добро, благо - то, что отвечает благополучию человеческого рода. Но человечество в своём материальном воплощении не подобно отдельному человеку. Как целое, как множество людей, человечество бесчувственно и бесцельно. Другое дело, что сами отдельные люди, ощутив себя частицами целого, начинают чувствовать, мыслить, действовать именно как частицы целого. Информация (см. 44.) выстраивается людьми так, чтобы чувства, мысли и действия отдельных людей образовывали как бы общий разум, общую волю, межчеловеческое единство жизни.

50.5. Сосредоточивая внимание на воспроизводстве человечества, отвлекаясь от индивидуальных желаний и переживаний, мы обращаемся с этим к разуму каждого отдельного человека. То есть, предлагаем каждому разумному человеку чувствовать, переживать благополучие человечества как основополагающее благо. Как пища и воздух необходимы каждому для жизни, так же и благополучно развивающееся человечество необходимо всем, хотя последняя необходимость не столь ощутима каждым отдельным человеком (см. +50.5.).

51. Мы приняли, что существование человеческого рода есть благо, и естественно приходим к вопросу, как понимать общечеловеческое благополучие.

Общечеловеческое благополучие включает множество составляющих, как очевидных, так и сложных, требующих специального изучения. В самом общем смысле - это жизнедеятельность, сопряжённая с познанием, постоянное различение благоприятного и неблагоприятного, нацеливание на благоприятное, противодействие неблагоприятному.

52. Целям добра отвечает способность «общественного разума» отличать благоприятное от неблагоприятного и правильно нацеливать поведение, индивидуальное и коллективное. Это тем более важно, поскольку растущее могущество знаний и техники с одной стороны увеличивает цену ошибок, а с другой - повышает шансы людей успешно выходить из непредвиденных бедственных ситуаций, находить спасительный вариант поведения.

Сознательность (см. 0.) - фактор добра.

И обратно: пренебрежение познанием, безответственность, безрассудство, легкомысленное отношение к серьёзным проблемам жизнедеятельности, - это зло.

53. С точки зрения культуры, знания и внутренних ощущений человека очевидным является следующий объективный аспект добра и зла:

Чем больше наука узнаёт о мире, чем больше возможностей предоставляет техника, тем менее прямолинейно учёные толкуют пользу и вред. Мы, конечно, не сможем охватить здесь всё многообразие полезного и вредного для человека, как уже известного, так и продолжающего открываться людям в процессе познания и практики. Сделаем только некоторые поверхностные замечания.

В представлениях о полезном и вредном, как в любой сфере познания, существуют простые случаи, есть проблемы посложнее, встречаются и трудноразрешимые вопросы. В сферах, касающихся каждого человека, львиная доля проблем доведена наукой, практикой и общественной культурой до общедоступного толкования. Важно не путать простое и сложное.

Обстоятельства, в которых действуют люди, и сами действия людей могут быть:

Не всегда вредное выглядит неприятно. Не всегда вред проявляется сразу. Многие условия жизни благоприятны лишь при соблюдении определённой меры, а недостаток или избыток неблагоприятны. Так, избалованный ребёнок лишь через некоторое время проявляет эгоизм, изнеженный только впоследствии может вырасти слабым (душой или телом). Чревоугодие ведёт к нездоровью не сразу, а постепенно.

Знания и опыт, позволяющие людям направлять поведение на пользу себе и сородичам, избегая вреда, есть благо. И наоборот, недостаточное знание, заблуждения, самодурство или неуверенность в ситуациях, от которых зависят важные будущие обстоятельства, есть зло.

54.1. Отдельного рассмотрения требуют такие ситуации и действия, когда полезное для одних людей оборачивается ущербом для других. Многие предпосылки подобных случаев известны заранее: нехватка жизненных ресурсов, далеко зашедшее неравноправие, соперничество разного рода, эгоистичная направленность целей, зацикленная вражда и пр.

54.2. Планируя индивидуальное и коллективное поведение, люди могут предотвращать или смягчать такие ситуации в той или иной мере, если считают ущерб друг другу нежелательным. И наоборот, если противоположность интересов признана неизбежной, наименьшим из возможных зол, то человек направляет могущество разума так, чтобы ослабить или предотвратить противодействие сородичей. Скрывает свои цели, действует тайно, дезориентирует потенциальных соперников, и так далее по шкале зла.

55. Человеку постоянно приходится выбирать между разными целями, которые несовместимы. (В большинстве случаев мы пользуемся типовыми поведенческими решениями, в которых цели уже увязаны довольно складно). А в рассматриваемых нами ситуациях с противоположно направленными интересами (см. 54.) приходится взвешивать, оправдывает ли польза для себя тот ущерб, который потерпят другие при данном варианте развития событий. Заметим, что в таких случаях непростого выбора наиболее сильно проявляется упомянутая выше общественная взаимоподдержка (см. 37.), а также шкала ценностных приоритетов самого человека, формирующаяся под влиянием общественной среды.

56. Благополучие человечества интерпретируется, как мы знаем, отдельными людьми, (разумеется, организованными в сообщества), и в этих интерпретациях к общечеловеческому добру могут быть отнесены весьма различные способы распределения благ и социальных ролей между людьми. Социализм исходит из равного права людей на доступ к человеческим достижениям и к управлению развитием. Капитализм опирается на право частной собственности, которое в его современной трактовке фактически обеспечивает наиболее богатым слоям общества монопольный доступ к достижениям и к управлению развитием.

В сегодняшнем мире мы наблюдаем тенденцию, когда противоположность интересов, побуждающая одних людей ради своей выгоды прямо и косвенно наносить ущерб другим людям, не считается неприемлемым злом. Напротив, научные и технические достижения используются в целях ослабления общественного разума, против сознательности огромных масс людей. Это очевидное умышленное зло замалчивается, оправдывается стремлением к устойчивости современных обществ, социал-расистскими «теориями» человека и общества и т.п.

57. Наиболее важной объективной характеристикой любых субъективных предпочтений человека с позиции различения добра и зла является возможность, большая или меньшая, или же невозможность при данном субъективном выборе выстроить между людьми устойчивые дружественные отношения, объективно благоприятствующие жизнедеятельности людей.

То есть, такие отношения, когда при любом развитии обстоятельств преобладает дружественная направленность разума (воли) каждого человека по отношению к интересам остальных и к их разуму. См. также +57.

Воля как инициатива поведения и воля как обстоятельство

58. Среди устойчивых определённостей окружающего мира особенно важными для человека с точки зрения познавательной и преобразующей трудовой деятельности представляются причинно-следственные связи. Понимая причинные условия, искусственно создавая и комбинируя их, человек добивается желательных результатов. И обратно: устраняя какие-то причины (условия), люди могут предотвратить нежелательные последствия.

59. Собственное поведение каждого индивида и поведение окружающих тоже рассматривается людьми с точки зрения его причин и последствий. Непосредственной причиной поведенческих проявлений человека является психическая активность, присущая в той или иной мере всем живым существам - от раздражимости растений, простейших животных и живых тканей до высшей нервной деятельности млекопитающих и разума человека.

Психику человека, в которой над всеми процессами превалирует разум, называют обычно сознанием. Но назвать сознание причиной поведения человека было бы неправильно. Причина - инструментальное понятие. Под причиной мы понимаем нечто определённое, притом предсказуемое в достаточной мере, чтобы человек мог опираться на знание об этой причине при планировании своих действий, как индивидуальных, так и совместных с сородичами. Что касается сознательного планирования того или иного поведения, то оно бывает в одних случаях предсказуемым, в других - непредсказуемым для стороннего наблюдателя (см. +59.).

В сознании соединяются реагирование на внешнюю информацию и внутренние сигналы организма с саморегулированием, с познанием окружающей реальности и самопознанием, наконец, с сознательным самоизменением. Столь сложное сочетание разнонаправленных моментов лишь в отдельных случаях, лишь при определённых условиях приобретает устойчивую определённость, позволяющую толковать активность сознания как однозначную причину поведения. Чтобы выразить зависимость поведения от сознания человека назовём активность сознания не причиной, а причинным фактором поведения.

60. Непреложной закономерностью, связывающей психику и поведение живых существ, является адаптация поведения к условиям жизни. Эта закономерность проявляется не в каждом поведенческом акте и не в поведении каждой отдельной живой особи, а в масштабе существования (воспроизводства) биологических видов.

Закономерность живой природы - вид либо приспосабливается, либо вымирает. У людей это закономерное приспосабливание включает в себя и познание мира, и сознательное преобразование условий жизни, и адаптацию сознания.

61. Высокоразвитое сознание само себя ограничивает и направляет, отбирая для внимания в первую очередь то, что необходимо в жизни, или по каким-то иным соображениям первоочерёдности. Соображения первоочерёдности, по которым человек выстраивает поведение, отдаёт предпочтение одним интересам перед другими, ограничивает одни желания ради утоления других и так далее, должны быть в достаточной мере определёнными и стабильными, иначе поведенческие акты человека приобрели бы хаотический разрушительный характер (не доводились бы до конца, противоречили один другому и т.д.).

62.1. Соображения человека об очерёдности различных целей применительно к многообразным ситуациям, встречающимся в жизни (в том числе личные эмоциональные предпочтения, представления о сравнительной ценности различных моментов и др.) могут быть для других людей предсказуемы или непредсказуемы. Они могут быть для кого-то из сородичей благоприятны, нейтральны или неблагоприятны. Ориентиры добра и зла, совместно поддерживаемые людьми, позволяют отличать предсказуемо благоприятную или нейтральную направленность поведения друг друга (то есть, безопасную) от иной целенаправленности, либо явно враждебной, либо непонятной, возможно таящей угрозу.

62.2. Важнейшее значение в жизнедеятельности людей имеют воспроизводящиеся ценностные представления - эмоциональные образы, знания и навыки, позволяющие человеку различать более важное и менее важное, выстраивать множество различных целей поведения по их приоритетности.

62.3. Ценностные представления человека предопределяют стратегическую направленность его поведения, распределение его усилий между различными интересами. Ценностные представления предопределяют также характер отношений данного человека с другими людьми. В частности, от того, как в своих ценностных представлениях люди толкуют сознание друг друга, зависит преобладание в их отношениях взаимопонимания и взаимодоверия или подозрительности и взаимного сдерживания, дружественности или враждебности.

63. Объективно сознание человека - это особая, информационная, способность взаимодействия живого существа с внешней средой. Благодаря развитию разума эта способность всё более уходит от пассивного приспосабливания к окружающей среде, от реагирования на складывающиеся ситуации, и приобретает черты активного созидания среды, планирования ситуаций.

В деятельности сознания, определяющей поведение человека, преобладающим навыком становится воля, преобладающим алгоритмом взаимодействия с окружающим миром - самоуправляемое поведение.

См. также +63..

64. Самоуправляемое поведение характерно тем, что поведенческим действиям предшествует формирующаяся в сознании («в уме») мысленная картина предстоящего поведения и обстоятельств, план-прогноз. И тем, что по мере осуществления намеченных действий они сопровождаются этой мысленной картиной, соотносятся с ней, при расхождении с ожиданием корректируются и мысленная картина, и план действий. Наконец, тем, что по завершении ситуации поведенческий процесс остаётся в памяти и может в дальнейшем использоваться как элемент опыта.

65. Человек не всегда задумывается о теоретическом обосновании поведения, не всегда прямо осознаёт факт предварительного моделирования поведенческой ситуации, многое происходит машинально, натренированно автоматически. Другими словами, внимание человека не всегда схватывает работу разума по подготовке и осуществлению поведения. Но мысленное сопровождение поведения нетрудно обнаружить: человек может выразить его словесно (до поведения, по ходу поведения, после поведения), может записать для памяти план действий на бумаге, может сообщить свой план другим людям и дать объяснения уже совершённых действий. Человек может действовать по инструкции, полученной от других людей.

66. Самоуправляемое поведение, как всякий вообще навык человека, будучи осознано людьми, становится объектом познания, сознательного развития и совершенствования, взаимообучения.

67. Причиной того или иного поведения, руководимого разумом, люди сознают один из двух существенно различающихся моментов:

Забегая вперед, заметим, что различие этих двух причинных факторов поведения играет весьма важную роль во взаимоотношениях людей.

68. Помимо размышлений над поведением разум человека занимается регулированием физиологических и психических процессов. Работе самого разума благоприятствует определённый эмоциональный настрой человека - золотая середина между излишним возбуждением и заторможенностью - оживлённое настроение, цепкое любознательное внимание. Такое состояние не поддерживается организмом инстинктивно, а натренировывается постепенно по мере приобретения навыков речи, самообслуживания, труда, усвоения знаний.

Готовя человека к предстоящему поведению, разум также должен обеспечить соответствующий ситуации психоэмоциональный настрой. Разум связывает (ассоциирует) внутренние и внешние сигналы с теми или иными рефлекторными реакциями, активизирующими или тормозящими определённые центры мозга. Разум выстраивает разнообразные комбинации автоматических реакций, наиболее подходящие к различным случаям. Разум оформляет внутренние ощущения человека в виде определённых мысленных образов, опираясь, как правило, на взаимообучение с сородичами. (См. 10.)

Воспитание и обучение ребёнка старшими, более опытными людьми превращает разум подрастающего человека в коммутатор эмоциональных ощущений,(+68) динамически связывающий различные образы реальности с горем или радостью, страхом или решительностью, удовольствием или отвращением, предвкушением или раздражением, недовольством и т.д. Сознание ребёнка воспринимает сначала готовые образцы эмоционального реагирования от воспитателей, но затем постепенно уже работа собственного разума начинает поддерживать и менять внутренний эмоциональный порядок, дирижировать настроениями. Конечно, и врождённые различия нервной системы налагают свой отпечаток на всю картину упорядочения разумом эмоциональных откликов и смены настроений.

69. Самоуправляемое поведение успешно достигает поставленной цели при том условии, что обстоятельства предсказуемы для человека. Почти все ситуации, в которых оказываются взрослые люди, знакомы им в достаточной мере, так что они уверенно действуют сообразно своим интересам. В случае непредсказуемых обстоятельств разум - плохой помощник, хуже того, этот «по совместительству дирижёр эмоций» (см. 68. может «опустить руки», и тогда инстинктивно возникнет неуверенность, растерянность, паническое состояние.

Познание и накопление опыта приводят к тому, что всё бОльше ситуаций становятся предсказуемыми для человека, все более достоверными оказываются мысленные прогнозы.

70.1. Особый случай для самоуправляемого поведения представляют собой взаимодействия человека с другими людьми. На этот случай не распространяется закономерность возрастания предсказуемости обстоятельств с ростом знаний и опыта каждого из взаимодействующих субъектов. Чтобы спланировать и осуществить собственное поведение, человек должен предвидеть, как будут поступать другие участники ситуации. Воля каждой стороны является при этом особым - многовариантным и подвижным - обстоятельством, которое приходится учитывать другим сторонам. А их реакция в свою очередь зависит от того, как они истолкуют намерения и действия друг друга.

70.2. Взаимная предсказуемость достигается тем, что участники совместного поведения заранее договариваются о целях, и что будет делать каждый из них. (Или используют готовый типовой вариант совместного поведения, известный каждому участнику взаимодействия и одобряемый всеми). В этом случае ситуация развивается в соответствии с ожиданиями каждого участника, в согласии с его психологической готовностью к ситуации, без неприятных и подозрительных неожиданностей, так что сохраняется позитивное эмоциональное отношение всех участников взаимодействия к действиям друг друга.

70.3. Согласовывать групповое поведение по ходу дела (то есть, без готового варианта, к которому все готовы) может оказаться затруднительно. Если у участников имеются основания не доверять друг другу, подозревать в неразумности или в стремлении к частной выгоде за счёт других, тем более, в далеко идущих враждебных намерениях, то всякое недоразумение, всякая неясность могут вызывать всплеск негативных эмоций. Упомянутые выше предварительные договорённости (или заранее узаконенный порядок) позволяют обеспечить взаимопредсказуемость и тогда, когда подозрительность преобладает над взаимодоверием. Решающее значение имеет тут натренированность взаимоконтроля поведения.

70.4. Дело облегчается, если стороны уверены в дружественности друг друга и имеют навыки коллективного решения вопросов.

70.5. Отметим и другой известный в истории и в быту вариант совместного поведения - неравноправный, когда предсказуемость достигается какой-либо превосходящей стороной, которая может навязывать остальным - слабейшим - свою волю. То есть, создаёт себе предсказуемые условия, ограничивая самоуправление других.

70.6. Тот факт, что алгоритм самоуправления человека не приводит к устойчивым предсказуемым отношениям между людьми сам по себе, без преобладания заранее натренированных привычных форм совместного поведения над любознательностью и своеволием отдельных участников, находит своё отражение и в языке, и в исторических закономерностях, и в традициях, обычаях, культуре, правовых представлениях.

71. Дети осваивают самоуправляемое поведение без понимания его специфических деталей, аналогично тому, как говорить они начинают задолго до знакомства с лингвистическими премудростями. Однако рано или поздно человек задумывается о закономерностях психики, мышления, целеполагания, самообучения и взаимообучения.

В современном мире мышление, чувства и поведение человека толкуются весьма разнообразно, в том числе имеют распространение взгляды и теории, представляющие человека и его сознание односторонне или заведомо недостоверно.

Понимание особенностей самоуправляемого поведения, сильных и слабых его сторон, причинно-следственных зависимостей этого феномена человеческой жизнедеятельности даёт нам возможность сознательно отнестись и к развитию собственных психических навыков, и к истолкованию сознания и поведения других людей, и к выстраиванию отношений между людьми с учётом ценностных ориентиров добра и зла, и к оценке действующих в обществе правовых отношений.

72.1. Непосредственной причиной самоуправляемого поведения является информация. Имеется в виду и восприятие окружающей реальности собственными органами чувств, и те знания, образы, предложения, просьбы, вопросы и т.д., которые человек воспринимает от других людей через языковое общение.

72.2. Информация не жёстко, не механически порождает поведение, она особым образом влияет на самоуправляемое поведение, управляет им:
сведения об обстановке, о возможностях поведения в данной ситуации сличаются с имеющимся у человека знанием о мире и с пониманием интересов, если обнаруживается соответствие возможностей интересам, то разум выдвигает актуальную цель, порождает стремление, строит планы действий.

72.3. Таким образом, поведенческий ответ человека на информацию зависит не только от самой этой информации, но и от навыков данного человека, от его опыта, знаний, представлений о потребностях, привычек, настроения. Человек существует в обществе, в человеческой среде, поэтому большое значение имеет преобладающее эмоциональное отношение людей друг к другу, понимание интересов и предпочтений друг друга, знание о механизмах выстраивания другими людьми своего самоуправляемого поведения.

72.4. Неверное информирование людей приводит к неверному распознаванию ими ситуаций, к неверному поведению, к неверному самообучению и взаимообучению.

73. Успешность общественно значимых взаимодействий людей, очевидно необходимая в реальной жизни, невозможна без согласованности самоуправляемого поведения отдельных людей между собой. Для тесного согласования поведения требуется общепонятный язык, общее знание о мире и друг о друге, опыт совместного труда и надёжно исполняемых договорённостей, отвечающих интересам сторон. Координация самоуправляемого поведения достигается 1) управлением и 2) взаимоуправлением.

Управление - целенаправленное информационное воздействие на объект, воспринимающий информацию, влияющее на его поведение.

Управление характерно для тех случаев, когда роли управляющего и управляемого заранее предопределены ситуацией.

Взаимоуправление имеет место тогда, когда равноправные участники взаимодействия следуют общим нормам благоприятного поведения для данной ситуации и когда люди по ходу общего для них дела (во имя общих целей) балансируют интересы друг друга (+73).

74.1. И управление, и взаимоуправление есть взаимодействие разума с разумом, воли с волей. Решающее значение имеет способность участников взаимодействия отличать цели, благоприятствующие друг другу от неблагоприятствующих. В последнем случае воля людей становится препятствием для взаимодействия. Субъекты, односторонне заинтересованные в данном взаимодействии, как известно, прибегают иногда к хитростям, к завуалированному управлению, даже к насилию над другими людьми.

74.2. Вместе с тем в реальной жизни существуют обстоятельства, неподвластные воле, принуждающие людей к определённому поведению. Различение объективно обусловленных целей и чисто субъективных, адаптация субъективного к объективному - ещё один важный момент во взаимодействиях сознательных людей.

74.3. Обстоятельством, принуждающим человека к определённой направленности поведения, является помимо прочего то поведение, которое принимается большинством окружающих как должное. Широкий диапазон общественных норм - от общего течения жизни, типовых форм отношений, поведения, управления, которые сообща поддерживаются большинством окружающих, общественным мнением, до силы закона, права, государства. Человек, воспринимающий данный принуждающий общественный порядок как непреложное объективное обстоятельство, адаптируется к нему, приспосабливает свои субъективные цели к общественным возможностям и ограничениям. Но на самом деле общественный порядок имеет как объективную, так и субъективную стороны, притом субъективная сторона подвластна человеческой воле, то есть, может быть изменена по взаимному согласию людей. Отношение сознательного человека к порядку, действующему в обществе, к отдельным составляющим этого порядка, зависит от того, в какой мере данный общественный порядок поддерживает добро и противодействует злу (+74).

75. Законы, верования, обычаи, психоэстетические воззрения, моральные нормы, идеологические концепции, антропологические теории и т.п. - выступают для самоуправляемого человека как общественная информация, при помощи которой общество в некоторой степени управляет поведением отдельных людей, и в то же время люди в некоторой степени управляют поведением друг друга (см. 74.). Эти своего рода общественные правила фиксируют границы допустимого поведения, упорядочивают приемлемые для общества цели, обеспечивают достаточную степень предсказуемости людей друг для друга. Так что подрастающим поколениям приходится адаптироваться не к индивидуальным особенностям друг друга, что вряд ли возможно при контакте с большим количеством людей, а к общественным требованиям и гарантиям.

76. В свете приведённых выше тезисов (1-75) о человеке и обществе, мы можем критически рассмотреть и оценить общественные правила (требования к человеку и гарантии), как официальные, так и фактически действующие в данном обществе.

Обратим внимание на следующие очевидные вопросы, которые должен выяснить наш анализ:

76.1. благоприятствование обществу в целом и каждому отдельному человеку;

76.2. защита общества в целом и каждого отдельного человека от неблагоприятного;

76.3. защита общества от ситуаций, когда благоприятное для одних оборачивается неблагоприятным для других, когда разум, воля, цели одних людей разворачиваются против жизненно важных интересов, целей, воли и разума других людей.

77. С точки зрения самоуправляемого поведения важнейшей характеристикой общественных требований к развитию и поведению человека является предсказуемость этих требований. Аналогично и последствия правомерного поведения человека в обществе должны быть предсказуемо благоприятны, соответствовать жизненным потребностям. Под предсказуемостью имеется в виду не только постоянство общественных норм или преемственность их развития, но также их полнота, непротиворечивость отдельных требований друг другу, осуществимость на практике, посильная каждому гражданину, соответствие жизненно важным интересам, информационная обеспеченность. При такой устойчивой определённости общественных требований самоуправляемый человек успевает адаптироваться к отношениям с окружающими и может увязывать свои индивидуальные планы с общественными установлениями. Подрастающее поколение и воспитатели адаптируются к устойчивым требованиям; люди сознательного возраста совершенствуются в предсказуемой поведенческой среде и взаимообучаются, в благоприятствующих экономико-правовых отношениях происходит накопление знаний и профессиональный рост. Искусство образно отражает, моделирует, согласует, критикует, развивает общественные нормы и ценностные представления.

78. Информационным основанием для выстраивания значимых отношений в любом обществе, которое воспроизводится, являются идеологические представления. Если даже они не объявлены явно, то всё равно различные права имеют разные приоритеты (юридически или фактически), что подразумевает какие-либо представления о сравнительной важности различных целей для данного общества (см. +78.)

79. Краеугольным пунктом любой идеологии (человеческой, разумеется) являются представления о человеке и отношениях между людьми. (См.также 73.3.)

Исходя из объективного знания о человеке и обществе, из исторического опыта, накопленного человечеством к концу XX века, очевидно:

основной фигурой современного человеческого общества, благодаря которой развивается наука и техника, экономика, культура, созидание преобладает над разрушением, защита людей от неблагоприятных факторов преобладает над враждебностью, является сознательный трудящийся человек, опирающийся на знания о природе и обществе, осознающий различие между добром и злом и по своей воле встающий на сторону добра.

Этому обобщённому образу человека наиболее соответствует коммунистическая марксистско-ленинская идеология и экономический уклад социалистического общества, которое было построено в Советском Союзе в противоборстве с ведущими государствами капиталистического мира.

80.1. Общеизвестным способом благоприятствующего управления человеком является то, что называется «договориться по-хорошему». Логика этого способа очевидна: все стороны не заинтересованы вредить друг другу и портить отношения, они имеют в виду устраивающий всех способ взаимодействия и берут обязательства вести себя каждый соответственно общему плану. Исполняя эти обязательства, участники договорённости остаются благоприятно предсказуемы друг для друга.

80.2. При социализме этот способ упорядочения поведения - общий план - распространяется на всё народное хозяйство.

80.3. Такой способ взаимодействия имеет и свои слабые стороны. Зависимость от заранее согласованного плана может психологически тяготить непривычного к этому человека. Понятно поэтому, что взаимно обязывающие общие планы не должны распространяться на все моменты жизни человека без исключения. Сознательные люди заинтересованы предоставить друг другу благоприятные возможности для творчества и индивидуального выбора в сфере досуга, «личной жизни», выбора профессии и др.

80.4. Может возникать субъективное недоверие к правильности достигнутых договорённостей и общих решений. И на самом деле фиксированный план может ошибочно расставлять приоритеты во множестве целей, которые он преследует. Так что все участники обязывающей договорённости должны иметь статус её соавторов, располагать всеми знаниями, касающимися данной договорённости, добросовестно информировать и обучать друг друга.

80.5. Наконец, в процессе следования общему плану могут открыться непредвиденные обстоятельства. Если вдруг возникают новые возможности и потребности, прежняя договорённость может стать объективно невыгодной для кого-либо из участников. На случай непредвиденных обстоятельств (в условиях насыщенности основных материальных потребностей) общий план может предусматривать значительные резервы, дублирование, страховые мощности. Развивающееся социалистическое общество может выделять всё бОльшую долю общественного продукта специально на гармонизацию отношений, на более чуткое балансирование интересов.

Разум против разума. Анти-разум

81. В современном мире, базирующемся на общественном разделении труда, существует объективный разрыв между индивидуальной способностью человека понимать окружающую действительность и той обстановкой, в которой живут современные люди. Человек не может в одиночку проследить всех отношений с сородичами, от труда которых он практически зависит, не может овладеть всем тем объёмом знаний, на котором зиждется жизнедеятельность современного общества, который воплощён в используемых человеком предметах и в профессиональной деятельности врачей, учителей, строителей, геологов и т. д. [,,,□]

Люди могут адекватно воспринимать современный мир лишь при том условии, что в обществе действует система коллективного познания, когда отраслевые знания и разносторонние сведения о множестве происходящих событий выверяются кем-то, обобщаются и увязываются в достаточно наглядную и взаимопонятную общую картину.

Знать имеющиеся в обществе возможности и выбирать жизненный путь сообразно своим склонностям, правильно оценивать относительную важность, ценность, перспективность явлений жизни и поведения людей, отличать позитивные процессы от негативных и прилагать усилия к благоприятному развитию общества, - всё это доступно нашему современнику только благодаря адекватным представлениям об окружающем мире (см. 72.4.).

82. Присмотритесь к тому, что происходит в сфере общественного информирования в последние десятилетия и сегодня. Это никак не назовёшь адекватным отражением происходящего, в том числе и очень важного, в сознании человека, в коллективном сознании общества. Информации очень много, однако качественная и благоприятно упорядоченная информация практически отсутствует либо не общедоступна.

Не встречают критики и получают широкое распространение заведомо ложные концепции человека, человеческой психики, общества, экономики, информирования. Влиятельные источники массовой информации активно распространяют и поддерживают такие стили общения (стёб, сплетничание, капризность, вздорность, самодурство, легкомыслие, абсурдизм и т.д.), которые настраивают людей друг против друга, не благоприятствуют совместному познанию, коллективному отбраковыванию некачественной информации, не способствуют взаимному уважению и доверию.

Среди огромного количества разнобойных средств массовой информации нет интегрирующих объективных источников. Информационное пространство расчленено и разделено барьерами взаимного игнорирования, удобными для цензуры «сверху». Интернет-ресурсы для публичного общения приспособлены к оправданию манипуляций и цензуры, наводнены умелыми разрушителями добросовестного диалога.

83. Современные технологии публичной манипуляции сознанием помимо «традиционного» искажения, сокрытия и выдумывания информации включают в себя немыслимое ещё недавно в политике и журналистике массированное изощрённое хаотизаторство (т. н. информационное «мягкое оружие»):
• отношение к серьёзному как к смешному и наоборот;
• отношение к общественному как к сугубо личному и наоборот;
• отношение к важному как к пустяку и наоборот;
• отношение к умышленному как к вынужденному и наоборот;
• отношение к искусственному как к стихийному и наоборот;
• отношение к объективному как к субъективному и наоборот;
• отношение к очевидному как к спорному и наоборот;
• отношение к знанию как к вымыслу и наоборот;
• отношение к простому и ясному как к запутанному и сложному и наоборот;
и т. п.

Под действием этих приёмов, применяемых тотально и поэтому преобладающих во влиянии на общество над объективным отражением действительности, в общественном сознании происходят неблагоприятные изменения. У аудитории расшатываются привычные представления о мире, обществе, друг о друге, возникает растерянность. Разрушается адекватная упорядоченность картины реальности и способность людей верно оценивать происходящее, понимать причины и предвидеть последствия. Нарушаются навыки совместного мышления, обсуждения и согласования общественно важных вопросов, возбуждается взаимная подозрительность. (См.также 37, 38.)

84. Современный человек в итоге не только не имеет целостной картины окружающей действительности, он оказывается не подготовлен (психологически и умственно) к адекватному пониманию отдельных важных проблем. В качестве единственного оплота благополучия, контрастирующего с непредсказуемостью сегодняшних информационных ориентиров, людям преподносятся лишь очень большие частные деньги.

85. Человек, лишённый возможности контролировать наравне со своими сородичами процессы развития производительных сил, накопления потенциала, балансирования интересов, неуверенный в завтрашнем дне, в согражданах, в обществе, принуждён искать благополучия и стабильности не в социалистических государственных планах экономического и социального развития, а в усердном служении иерархии богатых собственников.

Замороченный современный человек вынужден выбирать этот «путь к процветанию», потому что другие варианты, преподносимые ему господствующими силами, ещё менее предсказуемы. А «общественное мнение» дружно делает вид, будто это добровольный выбор всех живущих, будто ничего другого нет и не может быть никогда.

Само собой разумеется, что вышестоящие в иерархии богатства считают себя вправе диктовать просителям свои условия. Диктат выливается в дисбаланс прав и интересов, в неблагоприятные изменения экономической структуры, в деградацию человеческого потенциала, в деградацию образования, в разобщение людей, в бесконечную информационно-психологическую войну сверху против разума и воли людей.

86. Хуже того, достижения современной науки и техники выворачиваются против человека. Техническая политика в области обработки информации, в сфере инженерной, конструкторской, научно-исследовательской деятельности, в организации производства, учёта, управления, денежного обращения, направляется на постоянное обесценивание знаний, опыта и квалификации, на удаление работников от развивающего интеллектуального труда, от знаний и решений высокого уровня, на умышленную диверсификацию интерфейсов, терминологии, стандартов и т. д.

Аналогичные неблагоприятные процессы преобладают ныне и в сфере пропаганды массовых общественных знаний: экономических, политических, исторических, правовых, информационно-управленческих, общественно-психологических, культурных, религиозных.

87. Притом иерархически организованные богатые собственники выступают в образе добровольных же благодетелей, хотя на самом деле являются монопольной принуждающей силой, корыстно злоупотребляют общественными ресурсами и умышленно дезорганизуют общественное сознание, чтобы сохранять (воспроизводить) своё положение бесконтрольного господства.

Господствующая в современном мире иерархия богатых собственников заинтересована в неблагоприятном воздействии на общественное сознание и на разум человека.

88. Однако отношения в современном обществе могут быть выстроены и по-другому: на основе социалистического права, на основе отношений совместного развивающего труда, узаконенной взаимной защиты от неблагоприятного, на основе общественной критики и отбраковывания злокачественно недружественных форм поведения, отношений и решений.

Такой - равноправный и дружественный - тип отношений известен не только по социалистическим теориям, не только по советской общественной практике, Отношения такого типа практикуются и в капиталистическом, и в постсоветском мире, но лишь в отдельных случаях, в ограниченных масштабах, чтобы они не могли превратиться в пример, угрожающий неравноправным и псевдо-дружественным отношениям, преобладающим сегодня.

89. В сегодняшнем мире социалистический тип отношений - равноправный и дружественный - ошельмован, вычёркивается из знания и стирается из памяти поколений, чтобы неравноправные псевдо-дружественные отношения воспринимались абсолютом, не имели базы для сравнения и конкурентосособной альтернативы.

90. Заинтересованность современной финансовой олигархии в остановке развития общественного и индивидуального сознания имеет характер субъективного предпочтения. Привыкшие к своему привилегированному положению, избалованные господа легко придумывают оправдания своим целям, направляемым против других людей. Если в 20-м веке главным оправданием они делали защиту от советской угрозы, политической, идеологической и военной, то после разрушения СССР, лишившись равносильного оппонента, империалисты сваливают вину за неблагоприятные события и процессы на тех или иных «стрелочников», реальных или мнимых. Но становится всё более очевидно, что дракона зла нужно искать в самой той силе, которая господствует в постсоветском мире.

91. Торжество постсоветского мирового порядка основывается не на военной силе и не на откровенно диктаторских методах подавления противников. Наоборот, нынешним мировым гегемонам удавалось до сих пор в своих «неоднозначных» свершениях выглядеть миротворцами, демократами, защитниками свободы и прав человека, а противников выставлять агрессивными, тоталитарными, античеловечными. В ход шли для этого технологии деморализации общества, разобщения, провоцирования противоречий и конфликтов, дезинформирования, лингвистического программирования, подкупа, растления, шантажа...

92. Главным ценностным постулатом, определяющим ориентацию сознательного человека на цели добра, является необходимость каждому человеку - в меру его возможностей и совместно с другими - защищать сородичей, общество, человеческий род от неблагоприятного.

Этот ценностный постулат находит выражение в общеизвестных образных представлениях об отношениях людей друг к другу, таких как доброта, любовь к ближнему, сострадание, благородство, великодушие, честность, мудрость, просвещение, ответственность, сознательность, солидарность, дружба, братство, уважение, доверие, щедрость... (см. 57.).

93. Разрушителем общественного благополучия и сознательности впервые в истории человечества выступило не невежество и не безрассудство, не бунт дошедших до отчаяния низов. Третье десятилетие мы живём в условиях непредсказуемого для нас глобального проекта неких верхов, чьи интересы пришли в непримиримое противоречие с постулатом о взаимной защите людей. На мировую арену вышел расчётливый корыстный разум, субъективно ориентированный против воли других людей, опирающийся на обширное знание об уязвимых точках человеческой психики и общественного сознания, умеющий маскировать неблагоприятные воздействия под благодеяния, стремящийся каждодневно упреждать защитные действия общества-жертвы, личности-жертвы...

94. Отношения между людьми, культивируемые в постсоветском мире, значительно уступают тем ожиданиям, которые господствовали в момент закладки этого миропорядка - на рубеже 80-х и 90-х годов 20 века. Нет открытости, взаимодоверия, дружественности, взаимопомощи, кроме витринных, бутафорских моментов. Нет демократии в подлинном значении слова. Нет благотворно влияющего на общественную атмосферу личностного общения. Нет триумфа знаний. Нет гармоничного развития экономики. Нет уверенности в завтрашнем дне.

Перечисленные вопросы, естественно возникающие у человека при столкновении с постсоветскими реалиями, много лет игнорируются, не допускаются к публичному обсуждению. Почему?

95. Тип отношений между людьми зависит от того, в какой мере целевые устремления человека направлены на защиту людей от неблагоприятного, и насколько эта направленность адекватна реальности. Воля союзника или воля противника, цели друга или цели врага, надёжность или каверзность, поддержка или обструкция...

96. Необходимо понимать, что сегодняшний образный порядок (и хаос!) в общественном и индивидуальном сознании не является результатом стихийных человеческих устремлений. Он намеренно выстраивается постсоветскими гегемонами и затачивается ими под удобство диктата и обмана, против равноправия в общезначимых отношениях, против благоприятной взаимной предсказуемости, против взаимной ответственности. Отнюдь не индивидуальная «слабость» и «испорченность» людей негативно влияет на сегодняшнюю атмосферу и отношения в мире, напротив, атмосфера и узаконенные отношения портят людей.

Надо учитывать также, что атмосфера махинаций, привычное равнодушие, лёгкость посягательств на интересы людей сами становятся причиной негативного отношения людей друг к другу: недружественность, вызванная даже случайной причиной, может стать самоподдерживающейся.

97. Принципиальный выбор в пользу защиты людей от неблагоприятного (и придание соответствующей ценности разным целям человека) есть добро, есть то хорошее, что посильно воле каждого сознательного человека.

Но только коллективными усилиями можно создать такие общественные условия, которые способствуют формированию сознательных людей и их волевому выбору в пользу добра (см. + 97.).











Кратко

Постановка проблемы

→1. Мыслится всегда частность целого.

→2. Рассмотрим отношения между людьми в связи с толкованием добра и зла.

→3. Жанр - серьёзное рассмотрение.

→4. Краткое общедоступное рассмотрение наиболее важных моментов.

→5. Рассмотрение вплоть до «вечных истин».

Мы говорим: человек, подразумеваем: разум

→6. Жизнь современного человека базируется на знании и технике.

→7. Наиболее существенным отличием человека от других живых существ является разум.

→8. Определение понятия разум.

→9. Объективное значение разума - он направляет труд и познание.

→10. Второе поприще разума - формирует внутренний мир человека.

→11. Тенденция развития - от стихийности к сознательности.

→12. Разум - общественный фактор.

→13. Люди могут погибнуть как биологический вид.

→14. Люди могут сами стать причиной своей гибели.

→15. Разум - главная надежда на выживание людей.

→16. Разум должен быть направлен на защиту людей.

Труд создаёт человека и общество

→17. Человека создал труд.

→18. Разум создаёт свои орудия.

→19. Деятельность людей должна быть упорядоченной.

→20. Труд побуждает к согласованию частных целей.

→21. Успешная деятельность объективно выгодна всем людям.

→22. Люди заинтересованы в надёжности знания и опыта.

→23. В реальности люди иногда враждуют.

→24. Кто виноват и что делать?

Как работает наш разум

→25. Разум всегда подразумевается.

→26. Объективная реальность - опора мышления.

→27. Разум дополняет текущее восприятие знанием, накопленным ранее.

→28. Поддержка поведения разумом незаметна, но велика.

→29. Разум позволяет целенаправленно выстраивать поведение.

→30. Человеку свойственно ошибаться.

→31. Знание предупреждает и о будущих проблемах.

→32. Незнание заставляет остановиться.

→33. Мышление не ограничено сиюминутной ситуацией.

→34. Мыслительная деятельность - множество процессов.

→35. Значение слаженности сознания трудно переоценить.

→36. Первый фактор слаженности сознания - труд и познание.

→37. Второй фактор слаженности - общественная взаимоподдержка.

→38. Психоэмоциональные взаимодействия могут превращаться в оружие против людей.

→39. Раскрепощение разума - основа его могущества.

→40. Отрыв мышления от реальности - опасен.

→41. Развитие разума на определённом этапе создаёт новую степень свободы человека, вместе с ней и проблему увязывания частных интересов с благополучием общества.

Разум между добром и злом

→42. Орудия, которые создаёт разум, могут направляться не только на благо людей, но и против человека.

→43. Коренная проблема для современного мира - предотвращение возможности использовать могущество разума против человека.

→44. Добро и зло - образные ориентиры поведения.

→45. Воля человека может не подчиняться управляющей информации.

→46. Масштабная злонамеренность людей имеет исторические объективные корни.

→47. Главный источник враждебности в современном мире - интересы господствующих классов.

→48. Приоритет частных интересов в управлении противоречит общественному характеру жизнедеятельности людей.

Объективный взгляд на добро и зло

→49. Объективное и субъективное.

→50. Объективно первичное благо для человека - существование, воспроизводство человеческого рода, к которому каждый человек адаптируется.

→51. Как понимать общечеловеческое благополучие.

→52. Сознательность - добро, а несознательность - зло.

→53. Польза или вред человеку - всегда подразумеваемый аспект человеческого познания.

→54. Противоположность интересов ставит людей перед выбором между добром и злом.

→55. Общественная среда влияет на выбор людей между добром и злом.

→56. Социализм и капитализм по-разному толкуют общечеловеческое благополучие, по-разному проводят границу между добром и злом.

→57. Объективная оценка субъективных предпочтений с позиции добра и зла.

Воля как инициатива поведения и воля как обстоятельство

→58. Целенаправленная деятельность человека опирается на знание причинно-следственных зависимостей.

→59. Причинным фактором поведения человека является активность его сознания.

→60. Непреложная природная закономерность, связывающая между собой психику и поведение живых существ - адаптация поведения к условиям жизни.

→61. Высокоразвитое сознание само себя ограничивает и направляет.

→62. Важнейшее значение в жизнедеятельности людей имеют ценностные представления.

→63. Преобладающий навык сознания, определяющий поведение сознательного человека, - воля, преобладающий алгоритм взаимодействия с миром - самоуправляемое поведение.

→64. Самоуправляемое поведение - это поведение, предваряемое и сопровождаемое мысленным моделированием.

→65. Работа разума по подготовке поведения и руководству им может происходить незаметно для внимания.

→66. Самоуправляемое поведение, будучи осознано людьми, становится объектом познания и совершенствования.

→67. При самоуправляемом поведении различаются две причины конкретного поведения: 1) внешние обстоятельства и 2) собственная воля человека.

→68. Разум - коммутатор и дирижёр эмоций и настроений.

→69. Самоуправляемое поведение достигает цели при условии предсказуемости развития ситуации.

→70. Взаимная предсказуемость при совместном поведении людей достигается путём предварительных договорённостей.

→71. Знание особенностей самоуправляемого поведения помогает человеку в самосовершенствовании и выстраивании отношений с сородичами.

→72. Информация управляет поведением.

→73. Управление и взаимоуправление.

→74. Субъективное адаптируется к объективному и к преобладающему в обществе субъективному.

→75. Действующие в обществе законы, обычаи, моральные нормы, идеологические взгляды и т.п. с позиции самоуправляемого поведения являются своего рода общественными правилами поведения.

→76. Общественные правила можно оценить критически по их содействию благоприятному для людей, защите от неблагоприятного и предотвращению антагонизма интересов.

→77. Требования, предъявляемые обществом к человеку, должны быть предсказуемы.

→78. В воспроизводящемся обществе всегда есть идеология (явно или неявно).

→79. Краеугольный пункт любой идеологии - представления о человеке и об отношениях между людьми.

→80. «Договориться по-хорошему» - взаимное благоприятствование и взаимная предсказуемость.

Разум против разума. Анти-разум

→81. Объективный разрыв между способностью отдельного человека к познанию и сложно устроенной современной окружающей реальностью преодолевается коллективным познанием.

→82. В сегодняшнем мире нарушено адекватное отражение действительности в сознании общества и отдельного человека.

→83. Люди, которым общество доверяет организовывать совместное познание, применяют направленное против разума информационное «мягкое оружие».

→84. Единственным надёжным оплотом благополучия сделаны большие деньги.

→85. Современное общество вынуждает человека идти в услужение к финансовой олигархии, но подаётся это как добровольный выбор.

→86. Наука, техника, обществоведение разворачиваются против разума людей.

→87. Господствующая в современном мире олигархия заинтересована в неблагоприятном воздействии на общественное сознание и на разум человека.

→88. Возможен иной тип общественных отношений - социалистический - равноправный и дружественный.

→89. Социалистический тип отношений в сегодняшнем мире ошельмован, стирается из памяти поколений.

→90. Сегодняшнее неравноправие и недружественность общественных отношений - это субъективное предпочтение финансовой олигархии.

→91. Современные общественные отношения опираются на «мягкое» оружие.

→92. Главный ценностный постулат, ориентирующий на добро.

→93. В современном мире разум направляется против разума «сверху», планомерно и организованно.

→94. Отношения в постсоветском обществе не соответствуют требованиям и ожиданиям сознательных людей.

→95. Тип отношений между людьми определяется той мерой, в какой целевые устремления человека направлены на защиту людей от неблагоприятного.

→96. Не плохие люди устанавливают плохие отношения, а плохие отношения воспитывают плохих людей.

→97. Принципиальный выбор в пользу общественных отношений, защищающих людей от неблагоприятного, посилен воле каждого сознательного человека. Но необходимо, чтобы этот выбор сделало общество.

Примечания

+ →50.5. Муравьям, пчёлам, высшим животным невозможно объяснить, что от их поведения необходимо зависит сохранение их биологического вида. Но у них нет и той степени свободы, какая есть у высокоразвитых разумных существ, - свободы выдвигать, формулировать, осознавать цели поведения. Эта свобода может приводить человека к пагубным целям, например, из озорства или от обиды на ближних. Если такой человек не знаает удержу, он превращается в фактор опасности для сородичей. Неразумные же существа автоматически ведут себя, как надо для выживания вида. Хотя «обиды» и «озорство» случаются у них тоже, но поведенческие возможности отдельных озорных или обиженных особей весьма невелики по сравнению с возможностями человека, оснащённого знанием и техникой.

Наоборот, при неблагоприятно изменившейся обстановке, когда привычное поведение пчёл окажется пагубным для воспроизводства вида, пчёлы погибнут. Люди же сообразят, как нужно изменить поведение, чтобы оно и впредь соответствовало целям выживания. (Заметим, люди сообразят и за пчёл, как бы тем следовало изменить своё поведение в новых условиях. Получится ли обучить пчёл этому придуманному людьми поведению - это другой вопрос.)

+ →57. Непреложным современным фактором добра являются такие отношения между людьми, такая общественная взаимоподдержка (см. 37.), когда при любом развитии обстоятельств воля каждого человека защищает других людей от неблагоприятного, отбрасывает частно выгодные варианты поведения, если они влекут неблагоприятные последствия для интересов и разума других людей.

Под дружественной направленностью воли в данном случае имеется в виду не только субъективный выбор данного субъекта (человека) в пользу дружественности, не только его дружеские чувства, доброжелательный настрой, улыбка, не только предписанная священными текстами любовь к ближнему... Имеется в виду такое объективное требование к алгоритмам мышления, такой принцип выстраивания отношений между людьми, при котором независимо от психологической предрасположенности людей к дружелюбию или самовлюблённости разум используется во благо человека и человеческого рода, не превращаясь в инструмент подавления сородичей.

Соответственно, всякое субъективное предпочтение человека может - и должно! - быть оцениваемо с точки зрения совместимости/несовместимости данных предпочтений с устойчиво дружественными и объективно благоприятными общественными отношениями.

+ →59. Сознание совсем не похоже на материальные причинные явления. Оно не поддаётся фиксации, не ощущается непосредственно органами чувств, а только самим собою (сознанием же). Отражая внешний мир, сознание в то же время с лёгкостью создаёт и такие образы, которые отличны от окружающей реальности, не имеют в ней прототипов. На «продукцию» сознания - образы, мысли, информацию, - не распространяются привычные нам законы материального мира.

+ →63. Психические навыки высших животных, а особенно человека, представляют собой зачастую весьма сложное поведение, многошаговое, многовариантное, подстраиваемое по мере развития ситуации и т.д. Это своего рода многошаговые программы, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности, накапливаются в памяти, обновляются. У людей психические навыки достигают способности разума, становятся объектом познания (познания себя - самопознания) и сознательного совершенствования.

Человеческая психика с накопленными знаниями и опытом, в которой разум главенствует и устанавливает свой порядок, - это уже не просто передаточное звено между информацией, поступающей извне и изнутри, и ответным поведением. В реагирование вмешивается разум, человек осознаёт цели и пути их достижения. У человека проявляется воля, которая, опираясь на знания, становится главенствующим фактором поведения.

+ →68. Наглядными примерами того, как разум переключает эмоциональные отклики человека, увязывая автоматические реакции с жизненным опытом, могут служить ситуации, описанные в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон», в трагедии В.Шекспира «Отелло», драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад».

+ →73. В исторической действительности управление и взаимоуправление реализуются в виде устойчивых общественно-экономических укладов. Общественно-экономический уклад (см. определение в БСЭ) - принимается в данном обществе как должное, и для каждой жизненно важной ситуации в нём подразумевается типовое распределение ролей, типовые формы поведения, типовые решения проблем. Таким образом, всякое реально существующее общество самоуправляемых людей представляет собой не подобие газа, в котором движутся и сталкиваются броуновские частицы, а предопределённый порядок, довлеющий над волей людей.

+ →74. Важно заметить, что управление применимо именно к воле и разуму человека, но неприменимо по отношению к тому, что неподвластно воле человека. Например, нелепо требовать сознательного поведения от человека, не имеющего достоверной информации для правильного толкования ситуации. Так что требования людей друг к другу выполнимы лишь тогда, когда они либо соответствуют объективному, либо не выходят за рамки субъективных возможностей. Отсюда понятно, сколь большое значение для успеха взаимодействий, для взаимной предсказуемости людей имеют единообразные представления об объективных обстоятельствах, субъективных предпочтениях, о разграничении объективного и субъективного, о необходимости подчинять субъективные стремления объективным обстоятельствам.

+ →78. Идеологические воззрения, конечно, должны соответствовать объективным потребностям общества и человека и объективным возможностям удовлетворять эти потребности. Вместе с тем современная система общественного разделения труда с её большими возможностями не просматривается с позиций отдельного члена общества. Для её адекватного отражения в сознании людей необходима особая забота общества о достоверности, полноте, наглядности информации, сообщаемой членам общества о его жизнедеятельности.

С другой стороны, если идеология каких-либо общественных сил подразумевает неравноправные отношения в обществе, то и сами идеологические представления, и вообще циркулирующая в обществе информация могут намеренно искажаться и использоваться для дезориентации людей и общества.

Например, в 1990-х под недобросовестную пропаганду о якобы вредоносности любой идеологии (имелась в виду, конечно, оболганная советская коммунистическая идеология), об общечеловеческих демократических ценностях и о необходимости опираться в развитии общества на экономическое знание, якобы отдельное от идеологии, полугласно проводилось в жизнь идеология высшего приоритета права частной собственности над всеми другими правами и интересами людей. При этом утверждалось, будто частная собственность и только она делает общество демократическим, создаёт людям благоприятные возможности для развития личности и т.д.

+ →97. Общество, в котором тон задают сознательные, может предотвращать ситуации, порождающие враждебность, ослепляющие разум, разрознивающие людей по интересам, соблазняющие, избаловывающие и т.д., причём не ценой оболванивания или запугивания сограждан.

Этот путь - от сегодняшней завуалированной враждебности и розни к взаимопониманию и дружественности - непрост, но это путь к добру.

А как далеко заведут человечество в неблагоприятных тенденциях те силы, которые разум одних людей направляют против разума других, которые общественное благоприятствование разуму рассматривают как угрозу своему благополучию, - это вопрос открытый.

Москва
22.11.2014-21.04.2015

Посл. корр. 08.06.2016


См. также:
Популярные лекции о современном коммунистическом мировоззрении


—————
¯¯¯¯¯