Музей разрушения СССР


Кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом

Одним из масштабных мероприятий перестройки, оказывавшим большое влияние на умонастроения общества, а также на денежное обращение, была кампания борьбы с пьянством, алкоголизмом и самогоноварением. 07 мая 1985 года вышло постановление СМ СССР "О МЕРАХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПЬЯНСТВА И АЛКОГОЛИЗМА, ИСКОРЕНЕНИЮ САМОГОНОВАРЕНИЯ".

Кампания была встречена народом в целом с пониманием. Потребление спиртного сократилось, появилось больше разнообразных безалкогольных напитков, ужесточились требования к застольям на работе. Постепенно проявлялись и негативные последствия: рост недовольства, токсикомания, длинные очереди за водкой. Алкогольные напитки в СССР продавались значительно выше себестоимости и наряду с табачными изделиями обеспечивали значительные суммы в бюджете страны и обороте наличных денег. Вкупе с другими факторами (в частности, непомерным ростом уровня заработной платы в кооперативах) сокращение продаж водки усложняло балансирование денежного обращения.

В информационно-пропагандистском плане кампания постепенно стала использоваться для обвинения власти в глупости, перегибах, намеренном спаивании русского народа в предшествующие годы. Вместе с другими аспектами пропаганды и дестабилизацией всех сфер жизнедеятельности к концу 1980-х это внесло заметный вклад в озлобление народа, его дезориентацию, нагнетание антигосударственного психоза.