Музей разрушения СССР


Шапка газеты

ИЗВЕСТИЯ
№ 287 (23553). Вторник, 03 декабря 1991 г.

У меня только часть данного номера газеты: большая часть страниц 1-2. Материалы, уместившиеся на этой вырезке целиком, приводятся ниже. - В. Г.

М. ГОРБАЧЕВ НАСТОЙЧИВО ПРИЗЫВАЕТ ВСЕ 12 СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ К СОЮЗУ
ФЕНОМЕН НАЗАРБАЕВА НЕ РАЗГАДАН
ЧЕМ КРАВЧУК УБЕДИЛ УКРАИНУ
О. Лацис. Что изменилось? Что осталось?
ИРАН И ТУРЦИЯ БОРЮТСЯ ЗА ВЛИЯНИЕ НА ИСЛАМСКИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР
БЕЗЗАЩИТНЫЙ ПАДАЕТ ПЕРВЫМ
США ПРИВЕТСТВУЮТ ИТОГИ РЕФЕРЕНДУМА, НО ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ "ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЯ"
НЕМЦЫ БУДУТ ИСКАТЬ НЕФТЬ У ВОЛГИ


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

М. ГОРБАЧЕВ НАСТОЙЧИВО ПРИЗЫВАЕТ
ВСЕ 12 СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ К СОЮЗУ

3 декабря Президент СССР направил обращение к парламентариям страны

Уважаемые депутаты Верховных Советов суверенных государств!

Обратиться к вам меня побудила нарастающая тревога за жизнь нашего Отечества. Среди многочисленных кризисов, которые оно переживает, самый опасный - это кризис государственности. Он тяжелейшим образом отражается на способности властей всех уровней выполнять свои обязанности перед гражданами, рвет экономику, тормозит и губит процесс реформ, деформирует нравы, противопоставляет друг другу народы; ведет к разрушению культуры.

В каждом из ваших суверенных государств появились демократически избранные законодательные и исполнительные органы. Они облечены ответственностью за политику, которая должна служить интересам людей. Но дела идут все хуже и хуже. И, казалось бы, должно быть ясно, что среди главных причин этого - дезинтеграция, которая, нарушив историческую логику существования огромной и целостной страны, перешла пределы разумного и зашла настолько далеко, что приобрела разрушительный характер.

На ваше одобрение представлен проект Союзного договора. Ваше решение либо приблизит общество к выходу к новым формам жизни, либо наши народы будут обречены надолго и, пожалуй, безнадежно выпутываться поодиночке. Что конкретно ждет в этом случае каждого из них и всех нас вместе, весь внешний мир, предсказать невозможно. Одно ясно - последствия будут тяжелыми.

В марте этого года подавляющее большинство граждан на всенародном референдуме высказалось в пользу сохранения обновленного Союза. Последние месяцы, наполненные событиями бурными, тревожными и трагическими, еще больше укрепили убежденность людей в необходимости Союза. Об этом говорят все опросы общественного мнения.

Понимаю, что народные депутаты испытывают сейчас давление со стороны самых разнообразных сил, представляющих часто противоположные интересы и претензии. У каждого из вас есть собственные взгляды. Все это естественно для демократии. Но именно она требует принимать решения в интересах большинства, а не части общества, пусть даже очень активной, на перспективу, а не на текущий момент.

Право на отказ от Союза есть у каждого из вас. Но оно требует от народных избранников учитывать все последствия. Только Союз убережет от самой страшной из грозящих опасностей - от разрыва и потери многовековых уз, которыми история связала целые народы, семьи, людей на просторах одной шестой части Земли. Распад такого многонационального сообщества принесет миллионам наших граждан несчастья, которые перевесят все возможные временные выгоды от отделения. Распад прозвучал бы приговором тем - а их десятки миллионов,- кто живет вне пределов своих национальных республик и у кого в поколениях выработалось чувство привязанности к своей огромной Родине.

Распад чреват национальными, межреспубликанскими столкновениями, даже войнами. А это была бы катастрофа для всего международного сообщества, гибель всех тех достижений, которые обязаны политике нового мышления.

Размежевание сделает хрупкой перспективу соблюдения прав человека и прав национальных меньшинств. Это неотвратимо - какие бы вполне честные обязательства и постановления на этот счет сейчас ни принимались. Нарушение же этих прав вызовет серьезные осложнения республик с внешним миром, ибо это будет и нарушением международных договоров.

Разрыв нанес бы окончательный разрушительный удар по производительным силам, настолько тесно завязанным в общий комплекс, что даже нынешнее, пока еще относительное отдаление республик друг от друга резко осложнило экономическое положение каждой из них и еще более ухудшило повседневную жизнь людей.

Он отбросит - и это надо хорошо видеть - все суверенные государства назад в смысле развития науки, технологии, культуры, которые по природе своей, а в наше время особенно, нуждаются в постоянном, органичном взаимодействии и взаимообогащении не только в бывших союзных рамках, но и в мировом масштабе. Престижу и потенциалу нашей науки и культуры в ее многонациональном синтезе будет нанесен непоправимый ущерб.

Без Союза неизбежна постепенная эрозия нашей общей безопасности и каждой из республик. Неизбежна утрата международного авторитета, который дорого оплачен всеми нашими народами и очень много значит для всех граждан.

И, наконец, никто не имеет права забывать, что наше государство в последние годы стало одной из главных опор развития мира к новому мирному порядку. Именно так нас воспринимают. Это и ответственность, и признание нашей зрелости. Если такая опора рухнет, пойдет цепная реакция с труднопредсказуемыми для всего мира последствиями.

Обращая ваше внимание на эти угрозы и неизбежные утраты, я далек от преувеличений. Об этом же говорят и пишут как наши, так и зарубежные аналитики самых разных ориентаций. Об этом свидетельствуют цифровые выкладки, расчеты, научно обоснованные прогнозы авторитетных исследовательских центров. И должен же нас в конце концов чему-то научить драматический, даже кровавый опыт тех разрывов, которые уже случились в ряде районов страны.

Я не раз публично, на государственных совещаниях и форумах, излагал свою концепцию нового Союза. И в этом обращении к вам хочу еще раз подчеркнуть: речь не о возрождении в новом обличье старого центра. Старого Союза нет, и возврат к нему невозможен. Это доказал и провал августовского путча. Речь идет о создании совершенно нового государственного и межгосударственного образования, суть которого недвусмысленно изложена в проекте представленного вам Договора.

Этот документ - продукт всестороннего, очень серьезного анализа, длительных переговоров и тщательной проработки с участием представителей суверенных государств. Им не раз занимались руководители суверенных государств-республик, вместе и раздельно. Он несколько раз кардинально пересматривался в сторону расширения начал конфедеративности и демократичности.

Две основополагающие идеи заложены в конфедеративную концепцию Договора, которая определяет характер новой, небывалой государственности.

Это идея самоопределения, национально - государственного суверенитета, независимости.

И это идея союзничества, сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи.

Моя позиция однозначна. Я - за новый Союз, Союз Суверенных Государств - конфедеративное демократическое государство. Хочу, чтобы в преддверии вашего решения эта моя позиция была всем хорошо известна. Медлить далее нельзя. Время может быть катастрофически потеряно.

Поэтому я прошу вас, полномочных представителей своих народов, в ближайшие дни обсудить проект Договора о Союзе Суверенных Государств и одобрить его. Еще раз настойчиво повторяю: не справиться нигде с возрождением общества, не выйти нам из кризиса и не соединиться с цивилизованным миром, хуже того - не избежать общей катастрофы, если мы не остановим процесс дезинтеграции.

Я прошу вас сказать "да" такой форме равноправного сотрудничества и взаимодействия, которая позволит всем нам совместно - а иначе не получится - пройти труднейшую и очень опасную полосу своей общей истории.

Государственный совет в своем обращении к парламентам выразил пожелание, чтобы Договор был подготовлен к подписанию в этом году. Полномочные делегации Верховных Советов смогут окончательно учесть замечания на последнем этапе работы над Договором, с тем чтобы, наконец, с подписанием этого документа страна облегченно вздохнула, обрела очень важную точку опоры и надежду на совместное движение вперед.

Президент СССР М. ГОРБАЧЕВ.

3 декабря 1991 г.


Ожидается, что М. С. Горбачев выступит с этим обращением по Центральному телевидению вечером 3 декабря.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

ФЕНОМЕН НАЗАРБАЕВА НЕ РАЗГАДАН

Нурсултан Абишевич Назарбаев

Даже если бы в 1985 году не начались преобразования советского общества, все равно мы бы узнали о Нурсултане Назарбаеве - он и при коммунистическом режиме не затерялся бы. Но только перестройка позволила раскрыться истинным чертам его натуры: независимость суждений и поведения, прагматичный подход к решению политических и экономических проблем, умение поставить себя на место других. Назарбаев выделяется среди государственных руководителей республик, которые раньше составляли СССР.

Феномен Назарбаева еще во многом не разгадан. Иногда кажется, что в Казахстане ничего не происходит. Ничего не слышно о приватизации жилья или торговли, похоже, там не раздают землю и вроде бы не покушаются на колхозы и совхозы, не доносятся до Москвы и споры вокруг вопроса: что делать с промышленными предприятиями. Компартию в республике по сути сохранили, хотя она формально ушла с политической сцены. Межнациональная напряженность если и есть, то все-таки она не выливается в прямые столкновения, хотя национальный состав республики очень сложный и коренное население не составляет большинство. Если в Казахстане время от времени возникает социальное противостояние, как это случилось во времена шахтерских выступлений, то опять же оно быстро рассасывается. В прошлом году шахтеры Караганды выступили с весьма радикальными лозунгами. Приехал Назарбаев и под свое честное слово попросил не прерывать выдачу угля. Шахтеры его послушались.

Судя по всему, Назарбаев избрал эволюционный путь реформ. Можно долго обсуждать, готов или нет Казахстан к демократии, к рынку, и наконец - к отказу от социалистического выбора, но несомненно, что более или менее спокойное развитие событий в республике позволит Назарбаеву провести эти реформы всерьез и надолго. А намерения у него серьезны, о чем говорит и такой факт: для выработки стратегического курса в экономике он пригласил западных экономистов, Г. Явлинского.

Нурсултан Назарбаев не использует модного в нашей стране приема для поднятия значимости своей фигуры - амбициозные, будоражащие заявления на политические или экономические темы. Его выступления рассудительны и спокойны. Он избегает позиции конфронтации. Однако если кто-то позволяет себе задеть интересы Казахстана, Назарбаев дает резкий и недвусмысленный ответ. Так было после известного заявления пресс-секретаря Президента Б. Ельцина о том, что Россия оставляет за собой право пересматривать границы с другими республиками. На одном из съездов народных депутатов СССР Н. Назарбаев заявил однозначно: Казахстан никогда не будет чьим-то младшим братом или подбрюшьем.

Нурсултан Назарбаев всенародно избран президентом Казахстана. Слово "всенародно" надо понимать буквально; на выборах Назарбаев получил 99,88 процента голосов, и ассоциации по поводу этой цифры возникают вполне закономерные, но вместе с тем я не совсем оправданные. У Назарбаева нет сегодня в республике не то что серьезного соперника, но вообще никакого. Что, естественно, может вызвать упреки в недемократичности происходящих в Казахстане процессов. Но, во-первых, для Казахстана демократия (как и многих республик бывшего СССР) - это пока не очень отчетливая перспектива. Надо трезво оценивать ситуацию - как нельзя перепрыгнуть из феодализма в социализм, так, видимо, невозможно и после жесткого коммунистического режима сразу оказаться в демократии. Полагаю, Назарбаев учитывает в своей деятельности вывод некоторых политологов, что путь из тоталитаризма в демократию пролегает через авторитаризм. Он в своих выступлениях употребляет слово "демократия", однако не молится на него. И, скорее всего, поэтому в республике нет аллергии на это общественно-политическое понятие.

Нурсултан Назарбаев - президент независимого Казахстана. В его руках судьба большого государства. Как он распорядится своими полномочиями?

Н. АНДРЕЕВ.


Поздравив Н. Назарбаева с избранием на пост президента, наш собственный корреспондент В. Ардаев попросил его ответить на вопрос "Известий":

- Нурсултан Абишевич, 1 декабря две крупнейшие республики - Казахстан и Украина - избрали своих первых президентов, облеченных всенародным доверием. Кроме того, на Украине прошел референдум. Как бы вы оценили его предварительные итоги, и что они значат для вашей политики, направленной, как известно, на сохранение политических и экономических связей между республиками?

- Вопрос украинского референдума, на который, по предварительным данным, положительно ответило более 30 (? так пропечаталось в газете - В.Г.) процентов населения, не был вопросом об отделении Украины - это был вопрос о независимости республики. По-моему, это разные вещи. Напомню, что украинские руководители, пользуясь поддержкой своего народа, подписали экономический договор. Я не хочу прогнозировать дальнейшее развитие событий, они- дело самого украинского народа и всех живущих в этой республике людей.

Но хотел бы пояснить вот что. Ортодоксальная инертность нашего союзного руководства, долгое время никак не желавшего поступаться принципом федеративного государства, привела нас к нынешнему тяжелому этапу. Сегодня заключить политический договор необходимо хотя бы. потому, что не работает договор экономический. Да он и не может работать без четкого механизма взаимной ответственности. Не секрет, что некоторые республики, избравшие для себя путь самостоятельного развития, намерены участвовать в экономическом сообществе из чисто практических соображений - чтобы продолжать получать за обесцененные рубли дешевое сырье, не беря на себя при этом никаких обязательств. Не буду касаться нравственного аспекта ситуации - он очевиден. Скажу лишь, что политический договор преследует, кроме прочих, и цель создания полноценного экономического пространства, где формировались бы нормальные рыночные отношения. Нужно провести четкую грань между теми, кто несет свою долю общей ответственности, и теми, кто не намерен ее нести. Только республики, не участвующие в политическом союзе, будут считаться иностранными государствами. И будут участвовать в нашей экономике на правах иностранного государства, подразумевая при этом и расчеты по мировым ценам в мировой валюте.

Удастся ли нам заключить политический договор? Сегодня могу сказать одно: не знаю. К сожалению, не исключая, что нам, возможно, предстоит пережить период полного обособления друг от друга - с тем, чтобы в дальнейшем заключить более жесткие экономические союзы для защиты экономики тесно связанных между собой республик от ее окончательной деградации.

В. АРДАЕВ,
соб. корр. "Известий".

АЛМА-АТА.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

ЧЕМ КРАВЧУК УБЕДИЛ УКРАИНУ

Леонид Кравчук

Почему народ Украины избрал своим президентом Леонида Кравчука? Однозначно могу сказать, что отнюдь не благодаря его предвыборной программе, состоявшей, как известно, из пяти "Д" - державность, демократия, достаток, духовность, доверие. У других претендентов в программах были идеи и по- привлекательней. Но массы предпочли все же Л. Кравчука - человека, чья биография партаппаратчика с тридцатилетним стажем никак не могла конкурировать с жизненным путем его соперников-демократов, за плечами которых были и тюрьмы, и ссылки, и непоколебимость в верности своей идее. Что же стоит за фактом безусловного признания Л. Кравчука лидером?

Мне кажется, что в борьбе с пятью другими претендентами Л. Кравчук победил потому, что сегодня его имя связывают не с некоей политической идеей или обещаниями, а с реальными делами. Примеры последних дней. Задумал Крым отделяться, напряжение достигло крайнего предела, поехал туда Л. Кравчук, и противостояние удалось если не снять, то приглушить. Созрела на Закарпатье идея автономной республики - Л. Кравчук, оценив на месте ситуацию, взвесив доводы, нашел решение в трансформации идеи политической автономизации в план создания отдельного экономического района. Без применения болезненных мер ему удалось разрешить острейшие конфликты, назревавшие в Донбассе и Причерноморье.

Конечно, Л. Кравчуку помогала группа советников и хороших аналитиков, но, согласитесь, нужно чутье политика, чтобы сводить противоречивые советы в решения конкретных политических, экономических, национальных и прочих проблем. Именно эта качества, как показали итоги выборов, были востребованы и оценены избирателями.

Кому приходилось видеть жизнь партийных органов изнутри, знают, какой дьявольской изворотливостью ума надо было обладать руководителю идеологической службы, чтобы не оказаться размолотым жерновами различных внутрипартийных групп. Кто выходил из таких баталий сухим и невредимым в продолжение десятилетий, тому и доверяли, и прощали многое. Но на президентской должности Л. Кравчуку придется отвечать уже не столько за себя, сколько за весь народ,- это принципиально иная ситуация, не схожая ни с прежней партийной работой, ни с деятельностью главы парламента.

Широкая известность пришла к Л. Кравчуку в период его открытых дискуссий с лидерами "Руха". Он оказался единственным из членов Политбюро ЦК компартии Украины, который осмелился вступить с ними в полемику перед телекамерами и на митингах. Со временем он сумел даже найти с лидерами "Руха" общий язык. Так постепенно воспитывался политик, который не боялся никакой аудитории и, что особенно важно, не терялся ни в каких ситуациях. Диаграмма Доля Украины в СССР

Гибкость, с которой он шел к поставленной цели, застала врасплох даже такого опытного политика, как М. Горбачев. Идее обновленного Союза Л. Кравчук противопоставил, казалось бы, наивную идею горизонтальных связей между республиками. И, похоже, выиграл. Умение идти на компромиссы позволило Л. Кравчуку найти общий язык с Президентом РСФСР Б. Ельциным, заключить между Украиной и Россией политический и экономический договор без участия центра.

Эти шаги способствовали формированию общественного мнения, что в республике есть человек, который не только способен представлять и отстаивать ее интересы, но и поддерживать внутренний мир и согласие между людьми. Предпринималось множество попыток довести до конфликта так называемое русскоязычное население с украинским - ничего не вышло: в республике верх взяла идея поддержки языка и культур всех населяющих Украину народов.

Политическая и национальная стабильность на Украине дали возможность Л. Кравчуку проводить достаточно самостоятельную внешнюю политику. Его поездки в Германию, Францию, Канаду, США, Швейцарию, встречу с главами этих государств и бизнесменами дали Л. Кравчуку возможность подготовить ведущих политиков Запада и предпринимателей к мысли, что в. Европе вскоре родится новое могучее государство. И как результат - уже через сутки после референдума о признании независимости Украины сообщили Польша и Канада.

Известно, что не все в мире с восторгом восприняли известие о появлений на карте мира нового государства, на территории которого сегодня расквартировано полтора миллиона солдат, находятся 176 шахт с ядерными боеголовками, строятся авианосцы и самолеты-гиганты, выпускаются мощные ракетные комплексы. Но не меньше, по-моему, впечатляют и штрихи мирного портрета республики. Украина выплавляет гигантское количество стали, добывает миллионы тонн руды, угля и урана, располагает самыми плодородными землями в Европе. Каким содержанием наполнится независимость, покажет время. Во многом это будет зависеть от нового президента Украины Леонида Кравчука, который вторым после Михаила Грушевского возглавил в двадцатом столетии независимое украинское государство...

С. ЦИКОРА,
соб. корр. "Известий".

КИЕВ.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

Что изменилось? Что осталось?

Украина проголосовала за независимость. Проголосовала так, как и следовало ожидать, потому что едва ля найдется в мире народ, который высказался бы против своей независимости. Однако, несмотря на полную предсказуемость результата, нельзя не признать его историческим, нельзя не задаться вопросом: что же происходит на территории бывшего СССР?

Тут мнения разделяются. Одно крайнее суждение гласит: ничего особенного не произошло, независимость Украины никак не повлияет на ее отношения с республиками бывшего СССР. Другая крайность: это конец Союза, потому что какой же Союз без Украины!

Подтвердить ли с видом оракула одну или другую точку зрения? Или придумать третью? Не хотелось бы выбирать ни одну из этих позиций. Потому что никто не знает, что будет дальше. Но точно известно, что есть. Есть миллионы русских, живущих на Украине, в Казахстане и других республиках. Есть миллионы украинцев, белорусов, казахов, узбеков и людей других наций, живущих за пределами своих республик. Есть миллионы смешанных браков и миллионы людей, которые вообще затрудняются отнести себя к одной нации - родными для них стали две, а то и три. Есть переплетение великих культур. Есть вековая общая судьба славянских и не только славянских народов, населяющих пространство от Балтики и Черного моря до Тихого океана. Есть стратегический оборонный потенциал, попытка раздела которого была бы равнозначна самоубийству с отягчающими (для всего мира) последствиями. Есть хозяйственные связи, разрыв которых был бы тоже равен самоубийству, хотя и в другом роде.

Каждый из входящих в это сообщество народов так или иначе ясно выразил за последние годы свою волю: он не потерпит более никакого принуждения, никакой несвободы. Достаточно ли этого для полного счастья? Наверняка нет. Но после десятилетий грубого подавления национального начала, может быть, и невозможно начать новый путь ни с чего иного, как с самоутверждения каждого народа.

А потом жизнь неизбежно напомнит и о других заботах, о других потребностях, которые можно и нужно удовлетворить не в ущерб потребности в суверенитете. Жизнь поможет понять, что наше сообщество может существовать не только при таких порядках, когда надевают намордник на всякого, кто мыслит не так, как "наши". Жизнь поможет понять и другое: для того, чтобы сделать лучше дом. в котором живешь, не обязательно сокрушать его до основания. Жизнь поможет найти верные критерии переустройства, среди которых первейшим, как представляется, должен быть следующий: делать все так, чтобы всем людям, населяющим государства бывшего СССР, жилось не хуже, а лучше, чем раньше.

Сделать так смогут только сами народы этих государств - так, как они захотят. Вот почему не хочется сегодня ломать голову над подробностями будущего устройства нашего сообщества - что да как там будет. Как захотим, как договоримся между собой, так и будет. Сегодня абсолютно необходимо сказать, во-первых: поздравляем жителей Казахстана и Украины с их выбором, поздравляем Президентов Нурсултана Назарбаева и Леонида Кравчука. И во-вторых: теперь, когда предвыборная борьба для этих двух суверенных государств позади, - теперь есть все возможности начать договариваться о цивилизованном устройстве жизни нового сообщества.

Отто ЛАЦИС.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

ИРАН И ТУРЦИЯ БОРЮТСЯ ЗА ВЛИЯНИЕ
НА ИСЛАМСКИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР

Украинский референдум, поставивший под вопрос сохранение Союза, совпал с усилением дипломатической активности мусульманских республик бывшего СССР. Одновременно обостряется интерес к ним со стороны соседних государств.

В первую очередь речь идет об Иране и Турции. По мнению обозревателя "Вашингтон пост", "уход в тень центрального правительства Москвы вызвал ожесточенную конкуренцию между этими странами, имеющими древние культурные, религиозные и торговые связи с более чем 50 миллионами советских мусульман". Соперничество, в котором Турция с ее более мощным экономическим потенциалом преуспела значительно сильнее, вызвало осложнения в отношениях между Тегераном и Анкарой.

Член Высшего совета обороны Ирана Лариджани заявил на днях, что "политика Турции в населенных мусульманами советских республиках направлена против возрождения там исламской идеи". По его словам, Анкара хочет добиться изоляции исламского Ирана.

Одна из целей иранского министра иностранных дел Али Акбара Велаяти в ходе его длительного турне по мусульманским республикам бывшего СССР - перехватить инициативу из рук Турции, Очередным этапом поездки стал Таджикистан, где Иран имеет наибольшие шансы укрепить свое влияние, опираясь на этническую и культурную близость двух народов. По итогам визита была подписана декларация, которая предусматривает открытие генеральных консульств в Душанбе и Тегеране, установление прямых экономических связей Ирана с Таджикистаном.

В промежутках между встречами с лидерами среднеазиатских республик иранский министр, как можно предположить, время от времени читал "Известия". Особое его внимание привлек материал в № 281 о том, что Иран не торопится признать независимость Азербайджана. Исполняющий обязанности генконсула Ирана в Баку вручил министру иностранных дел Азербайджана ноту, в которой говорится, что "доктор Велаяти опровергает мысли, соотнесенные в его адрес в пресловутой статье" и что вообще интервью на которое ссылаются "Известия", Велаяти не давал.

Это заявление звучит несколько странно, ибо миллионы российских телезрителей видели интервью иранского министра, где он говорил о проблемах, связанных с независимостью Азербайджана. А его слова, которые "Известия" использовали в своем материале, были сказаны в интервью радиостанции "Эхо Москвы" и цитировались на следующий день крупнейшими мировыми информационными агентствами. Не исключено, что за прошедшую неделю Тегеран, наблюдая за ускоряющимся распадом Союза, внес коррективы в свой подход и теперь не исключает возможности признания независимости среднеазиатских республик и Азербайджана.

Тем временем турецкое правительство принимает президента другой республики бывшего СССР - Туркменистана. Прибыв 2 декабря в Анкару, Сепармурад Ниязов заявил, что "очень рассчитывает на братскую помощь турецкого народа в подъеме экономики". В тот же день он встретился с премьер-министром Турции Демирелем.

М.ЮСИН.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

БЕЗЗАЩИТНЫЙ ПАДАЕТ ПЕРВЫМ

Сегодня в лесах гремят выстрелы. Идет браконьерский отстрел зверя, Главным образом, крупного. Лося, оленя, кабана. Причина - взлет цен на мясо.

Во многих областях России леса стоят еще бесснежные. Когда они такие, в них, обычно тишина. Охотники-любители -а их в Российской Федерации около 3 миллионов человек-при всем желании поскорей открыть сезон, как правило, не. поднимают ружье на зверя в бесснежном лесу. Охота по "чернотропу" дает много подранков и потому неприемлема настоящими любителями родной природы.

У нас и раньше-то не слишком чтилось природоохранное право. Уродливо понимаемые вождями всех уровней "интересы народа", ради которых можно было безнаказанно уничтожать реки, леса и животный мир, породили массовый правовой нигилизм. Однако, с одной стороны - большие просторы государства, с другой - постепенно нарастающее понимание недопустимости (хотя бы в интересах потомков!) такого отношения к природе и усиливающаяся благодаря этому охрана поддерживали численность зверя в наших лесах на вполне приличном уровне. Теперь же над зверьем нависла угроза полного уничтожения. Как сообщил корреспондент ТАСС из Вологодской области, там такая возможность вполне скоро может стать реальностью. Область одной из первых в России отпустила цены на мясо. И тут же в леса двинулись отряды браконьеров.

Что может остановить сегодня незаконного добытчика? Нынешний штраф в тысячу рублей? Но, даже сдав мясо в магазины госторговли, он получит больше, чем заплатит за разбой в лесу.

- Приостановить может обращение к практике цивилизованных государств мира,- считает заместитель председателя, Росохотрыболовсоюза А. Клушин.- Там во все времена, не говоря о периодах катаклизмов, были и остаются очень жесткими меры пресечения браконьерства. Штрафы и иски достигают огромных сумм. А у нас? За незаконный отстрел, например, медведя, браконьер заплатит сегодня 50 рублей штрафа. Не слишком обременительна и сумма иска: всего несколько сотен рублей. Да он за одну шкуру получит много тысяч, не говоря о мясе.

То, что сегодня надо срочно усилить защитные меры против браконьерства, понимают многие. Переход к рыночным ценам и правовой беспредел, захлестывающий Россию, когда жизнь не то что зверя - человека становится все более беззащитной, заставляют охотничью общественность и местные власти принимать кое-какие меры. Например, на той же Вологодчине органы природоохраны при энергичной поддержке администрации области намерены поднять штраф за незаконный отстрел лося до четырех тысяч рублей. Но решать внезапно возникшую проблему надо не только местными усилиями. На уровне республиканского правительства тоже. И хотя для корректировки российских природоохранных законов сегодня, на чей-нибудь взгляд, не самое лучшее время, однако откладывать эту работу на отдаленное будущее вряд ли допустимо. Мокет случиться, что скоро и охранять некого будет.

Причем корректировка нужна, уверен тот же А. Клушин, не только в смысле ужесточения спроса за браконьерство. Надо еще, чтобы часть штрафов и часть, к тому же основная, поступала к тем, кто охраняет угодья, поддерживает зверье кормом и заботой, кто организует охрану, то есть в распоряжение охотничьих обществ и коллективов. Для чего? Для того, чтобы лучше и эффективней организовать охрану. Рынок вносит поправки в стоимость всех услуг, в том числе, природоохранных. Но, как показывает опыт Московского общества охотников и рыболовов, дополнительные затраты на охрану весьма оправдывают себя.

- Мы на этот сезон заключили договор с двумя отрядами милиции особого назначения, - говорит председатель общества И. Величкин. - Платим им немалые суммы. Зато результаты уже видны. Недавно шестеро браконьеров подняли оружие на четверых омоновцев, когда те застали их на месте преступления. Но это не прежние егеря. Милиционеры вооружены автоматами, хорошо подготовлены.

Не успели присутствующие при этом наши люди глазом моргнуть, как все шестеро браконьеров были обезоружены и сидели в наручниках.

Мне могут сказать, что сегодня говорить о защите зверей вроде бы несвоевременно. Людей надо защищать. Слабых, сирых, стремительно беднеющих. Да, это верно. Человек - прежде всего, и когда на общество наступают жесткие законы околорыночных отношений, то пенсионеры, дети, немощные нуждаются в защите в первую очередь. Но разве беднеющий народ может себе позволить оставить беззащитной ту часть своей жизни, которая сегодня вроде бы и не является крайне важной? Культуру? Искусство? Природу? Разве мы, не слишком сытые сегодня, не должны подумать о нас же самих завтрашних когда нам потребуется и то, и другое, и третье? Потому-то и надо сберечь беззащитное, ибо оно падает первым. Это и есть людской долг.

Вячеслав ШЕПОТКИН


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

США ПРИВЕТСТВУЮТ ИТОГИ
РЕФЕРЕНДУМА, НО ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ
НЕЗАВИСИМОСТИ "ПОТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЯ"

Официальный Вашингтон один из первых прореагировал на тоги референдума о независиости Украины. Положительная оценка волеизъявления украинского народа сочетается с пожеланиями дополнительно прояснить ряд вопросов. Именно это откроет путь к дипломатическому признанию Украины как независимого государства.

"Вчера путем свободного и честного голосования народ Украины избрал независимость, - заявил на пресс-конференции в Белом доме пресс-секретарь президента США М. Фицуотер.- Соединенные Штаты приветствуют это проявление демократии, которое отражает дух украинского народа".

По словам пресс-секретаря президента, Соединенные Штаты "хотят выразить свою поддержку позитивным переменам" и "рассчитывают на установление нормальных отношений с Украиной, как это должно быть с демократизирующейся страной".

В то же время, как отметил М. Фицуотер, "потребуется некоторое время до того, как мы будем готовы принять окончательное решение о признании". Объясняя причины такого подхода со стороны американской ад-министрации, М. Фицуотер объяснил, что США "по-прежнему обеспокоены многими вопросами, включая судьбу ядерного оружия на территории республики". Кроме того, провозглашение независимости Украины "подняло ряд сложных проблем, которые могут быть разрешены только между Украиной, Россией и центром". Со своей стороны США. заявил М. Фицуотер, рассчитывают на установление между Украиной и Россией "отношений сотрудничества на базе открытости и взаимного уважения".

Эти и другие вопросы (в том числе об уважении прав человека и меньшинств, о соблюдении международных соглашений о правах личности) обсудит с украинским руководством, помощник государственного секретаря США Томас Найлс. В качестве специального посланника президента США он вылетит в конце текущей недели в Киев. Затем в конце декабря с визитом в Москву и Киев выедет государственный секретарь США Дж. Бейкер. Пресс-секретарь президента подчеркнул главную цель этих визитов и переговоров: США "движутся к полному дипломатическому признанию" Украины.

А. БЛИНОВ,
соб. корр. "Известий".

ВАШИНГТОН.


К началу "ИЗВЕСТИЯ" * 03 декабря 1991 г. * № 287 (23553)

НЕМЦЫ БУДУТ ИСКАТЬ НЕФТЬ У ВОЛГИ

Производственное объединение "Нижневолжскнефть" и немецкая фирма "Деминекс" подписали договор о создании совместного предприятия "Вопгодеминойл". Через короткое время, весной будущего года, новое СП начнет разведку месторождений, а затем добычу нефти и газа.

Сфера их действия распространяется на площадь почти в 23 тысячи квадратных километров и охватывает несколько районов Волгоградской области.

Наверняка кое-кто отреагирует на такой факт по-своему: идет, мол, распродажа наших ресурсов иностранцам. Поэтому сразу внесу ясность. Здесь нет ничего от концессии. Сделка не затрагивает уже налаженную и, ведущуюся сейчас в области добычу нефти и газа. Напротив, "Волгодеминойл" впервые в стране берет на себя весь цикл - от геологоразведочных работ до бурения и обустройства эксплуатационных скважин, в документах сказано: совместное предприятие работает в условиях риска. Что это значит?

- Это значит, - объяснил генеральный директор производственного объединения "Нижневолжскнефть" А. Новиков, - что мы рассчитали ожидаемую прибыль на основе еще не открытых месторождений. А если поиски ничего не дадут? Или будут открыты малопродуктивные месторождения, эксплуатация которых обойдется себе дороже? Тогда израсходованные средства пропадут впустую. Партнеры рискуют вложенным в дело капиталом. В контракте оговорено: в случае неудачи никто никому не должен. Кстати, мы в более выигрышном положении, так как при любом исходе будем иметь результаты проведенной разведки, что в какой-то мере окупит расходы и убережет от лишних затрат в дальнейшем. Общие расходы СП "Волгодеминойл" на разведку, освоение и разработку месторождений составят 22 миллиарда рублей, с учетом инфляции - это около 44 миллиардов.

В "Нижневолжсинефти" я узнал, что поисками партнера для создания совместного предприятия здесь начали заниматься с прошлого года. Потому что, освоив прогнозные, воспользуюсь термином специалистов, ресурсы нефти и газа на 25 процентов, сегодня объединение встало перед непосильной задачей. Остальное было "спрятано" на значительных глубинах - до пяти километров и больше. Чтобы добраться до этих пластов, требовались немалые затраты и специальная техника.

Почему выбор волгоградцев пал на "Деминекс"? Мне назвали такие аргументы: эта фирма пользуется поддержкой правительства ФРГ, имеет опыт работы в различных регионах - в США, Египте, Канаде и других странах. И, что очень важно, обладает "ноу-хау" и современной техникой, которые будут использованы в работе совместного предприятия. Учитывалось и то, что часть территории районов, где будет действовать "Волгодеминойл", входила в существовавшую до 1941 года автономную республику немцев Поволжья. Да и в объединении трудится немало немцев.

Учредительным документам проекта осталось пройти "ратификацию" в правительстве России. Генеральный директор А. Новиков сказал что, по его данным, препятствий не предвидится. В завершение приведу несколько примечательных цифр. "Чистый доход государства, включая отчисления в местный бюджет, должен составить почти 13 миллиардов рублей, или в пересчете с поправкой на инфляцию - свыше 22 миллиардов. 10 процентов от суммы затрат будет вложено в природоохранные мероприятия. Через пять лет после начала поисково-разведочных работ годовой объем добычи нефти намечено довести до 1,2 миллиона тонн, постепенно увеличив до 10 миллионов тонн.

В. КОРНЕВ,
соб. корр. "Известий".

ВОЛГОГРАД.