Песни революции

К 70-летию Первой русской революции (1905-1907 гг.)

Комментарий на конверте альбома из 2-х пластинок.

Песни революции (2грп.) (С20 - 06201-2)

Восемнадцать произведений, собранных в этом альбоме, представляют драгоценнейшее наследие боевых песен русской революции 1905-1907 годов. Полвека русского и международного революционного движения конца XIX - начала XX веков ярко отражены а этих бессмертных гимнах, вдохновлявших людей труда на борьбу за свержение буржуазно-помещичьего строя, за свободу и социализм. Великую силу пролетарских песен высоко ценил вождь и организатор Коммунистической партии В.И.Ленин. Еще задолго до победы Октября он с гордостью писал о том, что "во всех больших городах мира, во всех фабричных поселках и все чаще в хижинах батраков раздается дружная пролетарская песня о близком освобождении человечества от наемного рабства".

Эти произведения революционного искусства выполняли благородную воспитательную миссию, осуществляя, по словам Ленина, пропаганду социализма посредством песни. В них таилась не только взрывчатая сила социалистических идей, но и высокая художественная красота и цельность.

Недаром же среди создателей и пламенных энтузиастов революционной песни находились выдающиеся деятели большевистского движения - А.М.Горький, Г.М.Кржижановский, В.В.Куйбышев, Л.П.Радин, М.В.Фрунзе, а также рядовые бойцы революции - русские рабочие, сражавшиеся на баррикадах 1905 года, в дни Октябрьской революции и гражданской войны. В этих песнях отражено богатство интернациональных связей, издавна объединявших русских революционеров с их зарубежными друзьями по борьбе.

Революционный рабочий класс Европы подхватил многие пролетарские песни, родившиеся в России ("Смело, товарищи, в ногу", "Похоронный марш", "Замучен тяжелой неволей" и др.), а русский пролетариат - многие революционные песни, родившиеся во Франции, Германии, Австрии и Польше ("Интернационал", "Варшавянка", "Марсельеза", "Красное знамя", "Беснуйтесь, тираны", "На баррикады" и др.). В эти международные революционные гимны русский пролетариат привнес ' свой национальный темперамент и осмыслил их по-новому, на основе собственных боевых традиций.

На почве отечественного народного искусства родилось немало и других прекрасных песен освободительной борьбы. Все они ярко отражают широту русского национального характера, свободолюбие, энергию и волевой размах, присущие сынам России.

Для советских людей, родившихся и выросших уже в послереволюционную эпоху, песни эти составляют неоценимое художественное и идейное богатство. Они напоминают о героических подвигах отцов и дедов, воскрешают вечно живые традиции большевистского движения, учат жить, трудиться, самоотверженно бороться за высокие идеалы коммунизма.

* * *

Альбом открывается классическими гимнами мирового социалистического и коммунистического движения - "Интернационалом", "Рабочей марсельезой", боевым маршем "Смело, товарищи, в ногу". Влияние этих произведений на все прогрессивное песенное искусство XX века огромно.

Гимн "Ивтернационал" по справедливости называют "Песнь песней социалистической революции". На протяжении почти 90 лет он продолжает победное шествие по странам и континентам мира, выражая неодолимую решимость людей труда к социалистическому преобразованию жизни. Слова "Интернационала" были сочинены выдающимся французским поэтом-революционером, участником французской революции 1848 года и Парижской коммуны Эженом Потье (1816-1887) в июне 1871 года, на другой день после кровавого разгрома коммуны. "Рабочие всех стран, - писал В.И.Ленин, - подхватили песню своего передового борца, пролетария-поэта и сделали из этой песни всемирную пролетарскую песнь..."

Текст стихотворения Эжена Потье "Интернационал" был опубликован впервые в 1887 году, в год смерти поэта. И в следующем же, 1888 году в г. Лилле его стихотворение было положено на музыку французским рабочим - резчиком по дереву, автором многих революционных песен Пьером Дегейтером (1848-1932), уроженцем бельгийского города Гонта.

"Строфы "Интернационала" оживают и начинают сиять новыми красками, - писал об этой событии Морис Торез, вождь французских коммунистов. - Поэзия парижского рабочего-революционера и музыка рабочего-революционера из Фландрии будут отныне поднимать "...проклятьем заклейменный весь мир голодных и рабов..."

Четырнадцать лет спустя появился русский перевод "Интернационала", опубликованный впервые в 1902 году в пятом номере социал-демократического журнала "Жизнь", выходившего в Женеве. Автором русского текста был молодой революционер, горный инженер Александр Яковлевич Коц (1872- 1943). Из шести строф французского текста он отобрал всего лишь три строфы (первую, третью и шестую) и очень умело переакцентировал некоторые детали текста, усилив его революционно-призывное звучание.

Мелодия "Интернационала" с русским текстом А.Коца была опублнхована впервые в Москве в 1905 году, и с той поры этот гимн международного пролетариата стал общепризнанной боевой песней русских социал-демократов. Его слова часто печатались в большевистских газетах, цитировались в листовках и прокламациях. Пламенным пропагандистом "Интернационала" был В.И.Ленин, посвятивший одну из своих статей 1912 года памяти его автора Эжена Потье.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции некоторые строки русского текста "Интернационала" подверглись стихийным изменениям: так, вместо "это будет последний и решительный бой" в народе стали петь "Это есть наш последний..." На протяжении более четверти века, с 1917 по 1943 год, "Интернационал" был государственным гимном Советской державы. С 1944 года - после введения нового гимна СССР - он остается партийным гимном Коммунистической партии Советского Союза, как и всех братских компартий мира.

Не менее богата и интересна история "Рабочей марсельезы" ("Отречемся от старого мира"), вошедшей в русский песенный быт еще на заре массового пролетарского движения - в последней четверти XIX века. Мелодия этой знаменитейшей песни родилась в годы Великой Французской революции, в дни революционной войны патриотов-французов против австро-прусских интервентов. В ночь с 25 на 26 апреля 1792 года капитан инженерных войск Руже де Лиль (1760-1836) сочинил в Страсбурге боевую песнь, названную им "Военной песней Рейнской армии". Два месяца спустя бессмертную песню Руже де Лнля подхватил батальон марсельских добровольцев, который с этой песней прошел половину Франции и 30 июня 1792 года вступил под ее победные звуки в Париж. В тот знаменательный день парижане назвали песню Руже де Лиля "Марсельезой". 10 августа "Марсельеза" получила свое боевое крещение. Революционный народ Парижа, возглавляемый батальоном марсельцев, под ее звуки взял штурмом королевский дворец Тюильри. Французская монархия пала, родилась республика. С того дня "Марсельеза" стала знаменем освобо-днтелыюй борьбы всех народов Европы. Европейские революции 1848-1849 годов положили начало новой исторической жизни "Марсельезы". Она стала революционным гимном европейского пролетариата. Во Франции, Австрии, Германии на ее мелодию стали создаваться новые слова "рабочих марсельез".

Спустя четыре года после Парижской коммуны "Рабочая марсельеза" появилась и в России. Известные ее слова "Отречемся от старого мира" сочинил в 1875 году в Лондоне русский революционер-народник, участник Парижской коммуны Петр Лавровнч Лавров (1823-1900). Текст его стихотворения на мелодию "Марсельезы", озаглавленный "Новая песня", был опубликован в 1875 году в двенадцатом номере русской газеты "Вперед", издававшейся в Лондоне. На рубеже XIX и XX веков русская "Рабочая марсельеза" стала самой популярной гимнической песней массового рабочего революционного движения в России. В канун Первой русской революции она зазвучала на рабочих демонстрациях. Как ее пели во время первомайской демонстрации сормовичп, мастерски описал М.Горький в повести "Мать": "...Народ бежал навстречу красному знамени, он что-то кричал... и крики его гасли и звуках песни - той песни, которую дома пели тише других - ', на улице она текла ровно, прямо, со страшною силою. В ней звучало железное мужество, и, призывая людей в далекую дорогу к будущему, она честно говорила о тяжестях пути".

Но вершины своей популярности "Рабочая марсельеза" достигла в России в 1905 году - в дни Первой русской революции и позднее - во время исторических событий 1917 года. Традиционный напев русской "Рабочей марсельезы", значительно более сжатый и лаконичный, чем французская мелодия Руже де Лиля, повторяет (в слегка измененном виде) только начальную ее часть.

В отличие от "Интернационала", и "Рабочей марсельезы", боевой марш "Смело, товарищи, в ногу" возник целиком на русской почве. Текст этой замечательной песни был сочинен талантливым ученым, революционером-марксистом, активным деятелем Московского "Рабочего Союза" Леонидом Петровичем Радиным (1860-1900). Ее слова он написал в самом начале 1897 года, находясь в одиночной камере московской Таганской тюрьмы, на голос популярной студенческой песни "Медлеано движется врэмя".

Во второй половине февраля 1898 года, осужденный в Яранскую ссылку, Радин был переведен в Бутырскую пересыльную тюрьму, и там его боевой марш "Дружно, товарищи, в ногу" (так звучал первоначально первый стих его песни) подхватили заключенные - русские социал-демократы. А две недели спустя, ранним утром 4 марта 1898 года отправляемые в ссылку по этапу Радин и его товарищи запели новый пролетарский "Боевой марш" на улицах Москвы, В тот день мелодия старой студенческой песни "Медленно движется время" на слова И.С.Никитина (распевавшейся с 60-х годов в кругах революционной молодежи) зазвучала с новыми словами Радина в Новом маршевом ритме, в котором она поется до сих пор.

В музыкальной записи песня "Смело, товарищи, в ногу" была опубликована впервые в нюне 1902 года в сборнике "Песни революции", напечатанном за границей в типографии ленинской "Искры". Но еще ранее боевой марш "Смело, товарищи, в ногу" зазвучал в сибирской ссылке, куда его завезли из Бутырской пересыльной тюрьмы Ф.В.Ленгник и А.С.Шаповалов. В Минусинске песню услыхали В.И.Ленин и другие ссыльные революционеры. "Это была, если не ошибаюсь, первая революционная песня нового типа национального происхождения", - вспоминал впоследствии близкий друг Ильича П.Н.Лепешннский. В Сибири боевой марш "Смело, товарищи, в ногу" быстро проник в пролетарские центры России, став самой популярной песней массовых демонстраций 1905 года. Песню высоко ценил В.И.Ленин, который сам охотно ее распевал. "Ильича хлебом не корми, а только подавай ему "Смело, товарищи, в ногу" или "Вихри враждебные", - рассказывал Лепешннский. - При этом он сам главнейший участник хора и очень темпераментный дирижер... И сколько огня, сколько революционного пыла он вкладывает каждый раз все в те же незатейливые слова:

И водрузим над землею
Красное знамя труда!"

После 1917 года песня "Смело, товарища, в ногу" стала популярным маршем молодой Красной Армии. Тогда же она была с увлечением подхвачена тысячами зарубежных коммунистов Германии, Венгрии, Чехословакии и других стран Запада. Более давнего происхождения траурная революционная песня "Вы жертвою пали", зазвучавшая в России еще в начале 80-х годов. Первоначальный вариант ее текста был сложен неустановленным автором еще в 1881 году, под впечатлением казни народовольцев-террористов, осужденных по делу об убийстве царя Александра II. Мелодией похоронного марша послужил слегка измененный напев популярной русской солдатской песни "Не бил барабан перед смутным полком" (на слова И.И.Козлова). Источником ее напева была, по-видимому, мелодия одноименной песни композитора А.Е.Варламова. Наибольшую известность марш "Вы жертвою пали" приобрел в дни революции 1905 года и позднее - вплоть до первых послеоктябрьских лет. Н.К.Крупская рассказывает в своих воспоминаниях, что группа русских большевиков-эмигрантов во главе с В.И.Лениным стихийно запела эту песню под впечатлением известия о кровавом воскресенье 9 января 1905 года: 'Собравшиеся почти не говорили между собой, слишком все были взволнованы. Запели "Вы жертвою пали...", лица были сосредоточены. Всех охватило сознание, что революция уже началась... что теперь совсем уже близко то время, когда "падет произвол, и восстанет народ, великий, могучий, свободный...".

Со времени Минусинской ссылки В.И.Ленина и его ближайших соратников по "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса* самыми популярными боевыми гимнами русского пролетариата, широко распространившимися в дни массовых демонстраций, стачек и баррикадных боев 1905 года, стали также три классические песни международного рабочего революционного движения - "Варшавянка", "Красное знамя", "Беснуйтесь, тираны".

Слова и музыка "Варшавянки" пришли к нам из Польши. Польский текст этой песий был опубликован впервые в 1883 году в Варшаве в первом номере нелегального журнала "Пролетариат". Его сочинил видный польский социал-демократ Вацлав Свенцицкий (1848-1900) на голос популярной песни польского восстания 1863 года "Марш жуавов", но не на первоначальную - ликующе-победную мелодию этого марша (которая звучала в дни восстания), а на более позднюю - призывно-героическую его мелодию, получившую распространение после того, как восстание было подавлено. В 1897 году заключенные в Бутырской пересыльной тюрьме русские социал-демократы усвоили героический напев "Варшавянки" от группы польских революционеров, ожидавших здесь отправки в Сибирь. Тогда же молодой социал-демократ Глеб Максимилианович Кржижановский (1874-1959), друг п сподвижник В.И.Ленина, впоследствии видный советский ученый, написал русский текст "Варшавянки". "Мне пришлось в своих стихах довольно существенно переработать текст В.Свенцицкого, - рассказывает Кржижановский. - Все образы, чуждые сознанию пролетариата, я отбросил, стараясь наполнить песню пролетарским революционным содержанием". Здесь же, в тюрьме, Кржижановский и его друзья впервые спели хором русский вариант. "Варшавянки", вызвав этим злобу и ярость царских жандармов. А спустя 6-7 лет десятки тысяч пролетариев с энтузиазмом запели эту грозную песнь на улицах н площадях русских городов.

Г.М.Кржижановскому принадлежит и вольный русский перевод текста боевой гимнической песни "Беснуйтесь, тираны". Она возникла в 1889 году во Львове. Ее первоначальный украинский текст сочинил студент Львовского университета Александр Колесса (1867-1945) на мелодию популярного "Хора варягов" из оперы "Ярополк" композитора А.Вахнянина (1841-1908). Но русским социал-демократам стал известен не первоначальный украинский текст этой песни, а польский его перевод Казимира Петкевича, опубликованный в 1894 году без подписи в газете "Рабочий". Г.М.Кржижановский усвоил эту песню от самого Петкевича, с которым он встретился в общей камере Часовой башни Бутырской пересыльной тюрьмы. В 1898 году Кржижановский, находясь в Минусинской ссылке, сделал вольный перевод польского текста этой песни на русский язык. В 1900 году он был опубликован впервые за границей в седьмом номере журнала "Рабочее дело". Первыми исполнителями песни "Беснуйтесь, тираны" с русским текстом Кржижановского были сосланные в 1898 году в Енисейскую губернию члены петербургского "Союза борьбы за. освобождение рабочего класса" во главе с В.И.Лениным (запевал ее обычно один из ближайших его соратников Ф.В.Ленгник). Волевой, гневно обличительный характер этой драматической песни во многом роднит ее с "Варшавянкой".

Очень широко бытовала в дни революции 1905 года и позднее - в эпоху Октября интернациональная пролетарская песня "Красное знамя". В Россию она проникла из Польши, а в Польшу - из Франции. Ее первоначальный французский текст сочинил в 1877 году в Берне под впечатлением демонстрации, посвященной 6-й годовщине Парижской коммуны, французский эмигрант, коммунар Поль Брусс (1844-1912). Слова его стихотворения "Le Drapeau rouge" ("Красное знамя") были написаны на голос популярного в Швейцарии кантонального "Марша фрибуржских стрелков" ("Вооружимся, сыны Гельвеции"). Два-три года спустя французский пролетарский поэт Ашиль ле Руа (1841-1929) - боец Парижской коммуны, горячий пропагандист поэзии коммунаров, переработал, восполнил и политически заострил текст песни Поля Брусса. Вскоре, в 1881 году, французский революционный гимн "Красное знамя" в версии Ашиля ле Руа проник в Галицию, н в том же году видный польский поэт-революционер Болеслав Червенский (1851-1888) написал на ее голос (т.е. на мелодию "Марша фрибуржских стрелков") новые слова, не связанные с содержанием французского ее текста. Свою песню он также озаглавил "Красное знамя" ("Czerwony sztandar"). Песня Червенского "Красное знамя" стала первым польским пролетарским революционным гимном, распространившимся вскоре по всей Европе. Ее текст был опубликован впервые в женевском сборнике польских революционных стихотворений, озаглавленном "Czegoz chca?" ("Что они хотят?"). Польский текст песни, высоко ценимый В.И.Лениным, был переведен в 1898-1899 году на русский язык - в ссылке Г.М.Кржижановским и одновременно - в эмиграции В.П.Акимовым (Махновцем). Но общенародное распространение в России слова песни "Красное знамя" получили не в переводе Кржижановского (им самим забытом), а в переводе Акимова (Махновца), опубликованном впервые в феврале 1900 года в восьмом номере газеты "Рабочая мысль", издано в Берлине.

В канун и годы Первой русской революции песня "Красное знамя", наряду с "Рабочей марсельезой", боевым маршем "Смело, товарищи, в ногу" и "Варшавянкой", стала одной из самых популярных боевых песен русского пролетариата. Знаменательно, что в первом музыкальном сборнике русских революционных песен, напечатанном в 1902 году типографией ленинской "Искры", содержатся только эти четыре революционных гимна (текст "Интернационала" тогда еще не был переведен на русский язык).

К популярным в годы Первой русской революции боевым песням польского происхождения принадлежит также призывная песня "На баррикады". Авторы ее напева и польского текста не установлены. Русский ее текст - вольный перевод с польского.

В годы Первой русской революции широкую известность приобрели также песни "По духу братья мы с тобою", "Смело, друзья, не теряйте", "Замучен тяжелой неволей".

Ряд песен этой группы бытовали еще в среде революционеров-народников, начиная с 60-х и 70-х годов. К их числу принадлежит прежде всего одна из наиболее ранних русских революционных песен "По духу братья мы с тобою", опубликованная впервые в сборнике А.Аристова "Песни казанских студентов в 1840-1868 гг." Автором текста этой песни долгое время ошибочно считали поэта-декабриста К.Рылеева; позднее было установлено, что ее слова принадлежат А.Плещееву и являются слегка видоизмененным текстом его стихотворения "По чувствам братья мы с тобою".

Песня "Смело, друзья, не теряйте" считалась в свое время неофициальным гимном демократического народничества. Имя автора текста этой песни не установлено, ее слова приписывались поэту, революционеру-демократу М.Л.Михайлову (1826-1865).

Траурная песнь "Замучен тяжелой неволей" бытовала в революционных кругах со второй половины 70-х годов. Ее текст, озаглавленный автором - "Последнее прости. Замученному в остроге Чернышеву, борцу за народное дело", был опубликован впервые в 1876 году без подписи в русской газете "Вперед", издававшейся в Лондоне Лавровым (№ 33 от 15 мая). Имя автора этого стихотворения не установлено: приписывалось оно писателю Г.А.Мачтету (1857-1901). Известно, что песня "Замучен тяжелой неволей" пользовалась любовью В.И.Ленина и его старшего брата Александра Ильича, казненного по приговору царского суда.

Горестные картины тюремного быта воспроизведены в песнях "Узник", "Колодники", "Слушай". "По пыльной дороге", "Славное море - священный Байкал", "Солнце всходит и заходит". Песня "Узник" ("Сижу за решеткой в темнице сырой") была сложена на слова одноименного стихотворения А.С.Пушкина (1822), "Колодники" ("Спускается солнце за степи")- на слова одноименного стихотворения А.К.Толстого, опубликованного в 1876 году в журнале "Вестник Европы". Мелодии обеих песен, так же как и похоронного марша "Замучен тяжелой неволей", народного происхождения.

"Слушай" - высокохудожественный образец песни-баллады, рисующей трагический эпизод из жизни политических узников. Ее мелодия, основанная на выразительной смене скупой декламации и взволнованного распева, возникла в результате народной переработки напева одноименной баллады для тенора соло с хором и фортепиано, сочиненной в 1864 году украинским композитором и музыковедом-фольклористом П.П.Сокальским (1832-1887) на слова поэта-революционера И.И.Гольц-Миллера (1842-1871). Его стихотворение "Слушай" было опубликовано впервые в том же, 1864 году в журнале "Современник".

Песня "По пыльной дороге", вошедшая в русский песенный обиход также в 70-х-80-х годах, возникла в сибирской ссылке под впечатлением поэтических образов, завершающих две польские песни о сибирской ссылке: "Сибирский узник" и "Кибитка". Обе они являются, вероятнее всего, вариантами одной н той же песни неустановленного автора. Русский текст песни "По пыльной дороге" и русская ее мелодия были опубликованы впервые в 1905 году отдельным музыкальным изданием в записи и обработке композитора В.Н.Гартевельда (1862-1927).

Своего рода вершиной во всем песенном цикле народнического этапа являлась знаменитая "Дубинушка", повсеместно звучавшая начиная с 70-х годов прошлого века. Автором первоначального ее текста, опубликованного впервые в 1865 году в журнале "Будильник", был поэт-сатирик В.И.Богданов (1838-1886). Но с начала 70-х годов песня эта стала обрастать в народной певческой практике множеством новых четверостиший, принадлежавших, в большей своей части, неустановленным авторам. В народных вариантах текста "Дубинушки", распространявшихся во множестве списков, из первоначального текста Богданова сохранились только три строфы. В музыкальной записи революционная "Дубинушка" была опубликована только в конце 1905 года (записал ее композитор М. Слонов с голоса Ф.И.Шаляпина "как ее поют в Казани"). В ее текст вошли два четверостишия В.И.Богданова, одно, приписываемое народнику адвокату А.А.Ольхину, и одно - заключительное - самому Шаляпину. Во время революции 1905 года революционная "Дубинушка" широко зазвучала на рабочих демонстрациях и митингах. Самым вдохновенным ее исполнителем в те дни был Ф.И.Шаляпин (см. об этом в романе А.М.Горького "Жизнь Клима Самгина"). Но примечательно, что текст этой песни никогда не стабилизировался в сколько-нибудь устойчивой форме; в нем постоянно сохранялись: три четверостишия Богданова, одно, приписываемое Ольхину, и два четверостишия - из рукописных списков 70-х годов.

"Славное море - священный Байкал" - популярная русская народная песня, отображающая быт русских политических ссыльных. Слова этой песни - народная переработка стихотворения сибирского поэта Д.П.Давыдова "Думы беглеца на Байкале". Напев был записан в 1908 году в Тобольской каторжной тюрьме В.Н.Гартевельдом. После Великой Октябрьской социалистической революции песня приобрела всенародную популярность.

Песня "Солнце всходит и заходит" была широко популярна в рабочей среде н среди политических ссыльных. Наиболее широкое распространение она получила после постановки Московским Художественным театром пьесы М.Горького "На дне". Слова этой песни приписываются М.Горькому.

Е. ГИППИУС, И. НЕСТЬЕВ



Защита памяти