Защита памяти
Оглавление сайта «Защита памяти»
Публицистика
Как победить антикоммунистическую пропаганду


Информация общественного пользования для сознательных

Василий Грозин

Обратная связь меняет знак

 
 

Содержание

 


Чем мышление человека отличается
от его имитации на вычислительной машине

Мы не первые, кто задаётся этим вопросом. И не первые, кого этот вопрос интересует не сам по себе, как задачка на сообразительность, но в плане лучшего восприятия людьми самих себя, сородичей и всего человеческого бытия в природном мире.

Машина посчитала и что-то выдала. Человек живёт, стремится жить, и в этом стремлении ему очень помогает способность мыслить.

Но может и мешать.

Отделим мышление от других способностей и дел человека. Очертим мышление как явление жизни людей, отличимое от других явлений.

Мышление — это одно из проявлений высокоразвитого сознания.

Сознание — присущая человеку-индивиду способность информационного взаимодействия с окружающим миром, ощущаемая индивидом как его внутренний мир.

И познание мира, и воображение, и всякая деятельность, которую люди называют мыслительной, в конечном итоге сводится к подобию материальной трудовой деятельности. Как в окружающей обстановке, так и в голове люди более или менее целенаправленно создают и переделывают какие-то вещи, которые могут им (и сородичам) либо пригодиться, либо не мешать, а иногда и навредить.

Мышление — это формирование упорядоченных представлений (мысленных картин, образов).

Дадим ещё одно определение мышления, синонимичное предыдущему.

Мышление — это направленное движение представлений.

Движение от хаоса к различимости, к очерченности, к структурности. Движение от простого к сложному, от запутанного к ясному (при шифровании и маскировке — наоборот), от непонятного к понятному, предсказуемому и т. д. и т. п.

За суховатой аскетической простотой наших определений мы не должны забывать то многообразие образов, которое создано и накоплено мышлением многих поколений людей и воплощается в языках, в произведениях искусства, в научном знании.

Может ли человек передать свою способность мыслить, самообучаться, взаимообучаться с людьми и самосовершенствоваться в мыслительной деятельности современной мощной вычислительной технике? Системе машин с её огромным объёмом памяти, высокой производительностью, чрезвычайно широким набором средств восприятия информации извне, перекрывающих возможности человеческих органов чувств?

Да, в принципе может.

Может ли компьютерная техника не в отдельных задачах превзойти человека, а не уступить ему в имитации человеческого поведения? Подобно человекоподобным роботам из фантастических произведений А. Азимова?

Да, в принципе может.

Люди мыслят экономнее, чем машина, человеческое мышление постоянно ищет и находит алгоритмические решения, посильные разуму, исходящие из минимального количества наиболее значимых сведений, это искусство алгоритмизируется не так-то просто. В то же время возможности выч. техники накапливать и механически удерживать в «поле зрения» множество аспектов информации очень велики и возрастают.

Но приравнивает ли даже превосходство над человеком искусственно создаваемый самообучающийся «машинный разум» к сознанию разумного существа?

Нет.

Мы подошли к очень важному моменту самопонимания современного человека. Именно ради постижения этого момента затеян тут наш довольно занимательный разговор, который может показаться кому-то праздным.

Создатели вычислительной и всякой другой техники пока не придумали устройства, которое воспринимало бы от имени разумного живого существа и образы внешней реальности, и результаты обработки данных. Люди не изобрели технического жизнеощущателя, мироощущателя для робота, подобного тому, что каждый человек носит в себе.

Ведь видит не глаз, а тот, чей это глаз. Слышит не ухо, а тот, чьё это ухо. И внутренние ощущения организма воспринимаются, складываются с образами внешнего мира и оформляются в нечто целостное и естественное для живого человека тоже кем-то, чем-то. Человеческим мозгом, человеческим сознанием, в том числе и с участием мышления.

Жизнеощущение, самовосприятие и мировосприятие живого существа, более или менее разумного, не имеет аналогов в мире неживой природы и не может быть реализовано в виде компьютерных программ.

 


То, не знаю что

«Жизнеощущатель» какой-то. Сказали бы проще: «душа». И всё стало бы понятно.

Нет, не стало бы. «Душа» — хорошее слово для очерчивания целостной психической деятельности, включая и мышление, и автоматизмы, и эмоции, и стремления. Но коль уж мы доросли до программирования поведения человекоподобных роботов, точнее, до исследования отличий человека от робота, то нам необходимо понимать, как «работает» душа человека. Конечно, для такого рассмотрения лучше подходит научный термин «сознание».

Сознание — это особое свойство такой «высокоорганизованной» материи, как живой человеческий организм, конкретнее, живой мозг человека. Ведь утрата, например, конечности не нарушает сознания, в то время как повреждение головного мозга сказывается на функционировании сознания.

Нелегко представить, как при сложении неживых веществ в определённых условиях могут получаться живые организмы. И как при развитии нервной ткани до определённого уровня из полубесчувственных частей складывается нечто чувствующее, даже сознающее. Чувствование, жизнеощущение возникает из бесчувственности исходной материи каким-то чудесным образом, непривычным для обыденного мышления.

(Обратное превращение жизнеощущающего в бесчувственное тоже трудно постижимо, хотя превращение живого в неживое происходит в природе и жизни людей с неотвратимой закономерностью.)

Мышление создаёт образы реальности, суммируя множество ощущений в различные моменты времени с разных точек зрения, включая и знания, получаемые от сородичей. И образ человека в сознании, самого себя и человека вообще, складывается (синтезируется) из наблюдений изнутри и снаружи, из согласования внутренних ощущений с внешними, с отражением в зеркале и на фото, с проявлениями других людей в сходных обстоятельствах.

Понятно, что и психику животных мы считаем более или менее отдалённым подобием человеческого сознания. Вот почему и программируемым машинам, имитирующим мышление, не уступающее человеческому, люди склонны иногда приписывать жизнеощущение, сходное с человеческим.

Мышление, подобное работе самообучающейся компьютерной программы, — это лишь часть мыслительной работы человека, человеческого сознания. Но это такая часть сознания, которая может притвориться целым человеком. Оставляя за пределами внимания то одно, то другое, а иногда даже самое важное.

 


Природное значение мышления

В интересах конкретного дела людям свойственно сосредоточиваться на соответствующей актуальной деятельности, чтобы отвлекающие моменты не помешали довести эту деятельность до полезной завершённости. При этом мы не забываем о том, какое место в жизни занимает данное дело, и можем оценить, какие повороты, вынужденные ходом данной конкретной деятельности, благоприятны более общим процессам жизнедеятельности, а какие неблагоприятны.

Мыслительная деятельность человека произрастает из функции связи поведения живого существа и процессов организма с окружающей реальностью, но давно уже превратилась у людей в самоподдерживающуюся и саморазвивающуюся. Разумеется, и в мыслительной деятельности нельзя позабывать о её месте в общей жизнедеятельности людей, о месте мыслящего человека в мире людей и в мире природы. Иначе мы, пожалуй, и обыкновенное очинивание карандаша можем воспринять как приоритетное дело всей нашей жизни.

На самом деле мышление для человека является частью приспособительной работы сознания к условиям жизни. И в масштабе отдельного человека (особи), и в масштабе коллективов, племён, народов, человечества. Развиваясь бок о бок со способностью к труду, мыслительная и познавательная деятельность позволила человеческому роду выйти за пределы пассивной адаптации и всё более целенаправленно приспосабливать среду обитания к потребностям людей.

Целенаправленное совершенствование окружающих условий само по себе не меняет адаптационной сущности мыслительной деятельности. Хозяйственная деятельность и развитие в условиях современных многоотраслевых производительных сил становятся всё более планомерными (и для капиталистических монополий, и для социалистического управления). Это позволяет выбирать наиболее благоприятные варианты развития, полнее учитывать в проектах наиболее важные потребности людей и избегать ущерба их интересам.

Имеется в виду и прогресс техники, и прогресс трудовой деятельности, и прогресс мыслительной деятельности людей, и прогресс образа жизни, включая отношения между людьми, и прогресс жизнеощущения.

 


Манипулятивное извращение мышления

Естественно было бы ожидать в современном мире особой требовательности общественных сил к дружественности [?] технической политики, экономической политики, информационной политики, культурной политики, к изменениям образа жизни, к высшим интересам людей и общества, к проблемам повышения сознательности, к благоприятным перспективам для будущих поколений.

Однако в рамках манипулятивных экономических отношений, основанных на искусственно поддерживаемом дисбалансе возможностей, адаптационному развитию человечества — прогрессу — придаются официальной пропагандой черты некой своевольной силы, будто бы не обязанной соблюдать интересы людей кроме примитивных или конъюнктурно (спекулятивно) «навороченных».

 


Самоуправляемость живых существ

Мать-природа не создавала человека машиной для мышления, построенной из биологического материала. Люди существуют не как биокомпьютеры, а как биологический вид Homo sapiens, подобно множеству других биологических видов. От этого факта никуда не денешься.

Разум человека произрастает из способности живых организмов к особой, низкоэнергетической (информационной) связи с окружающей средой.

Вообще живые существа отличаются от неживых объектов особой направленностью внутренних процессов и взаимодействий с внешней средой: обменом веществ, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т.д.

Всё это суть важные проявления жизни, но для нашей темы важно, что живые объекты самоуправляемы.

Самоуправляемость — это способность объекта (живого существа, технического устройства, человека, группы людей) различным образом (дифференцированно, целенаправленно) реагировать на сигнальные (несиловые, низкоэнергетические, информационные) воздействия извне или изнутри.

Живое существо, даже самое простое, воспринимает (чувствует) ситуацию вокруг себя и в себе, и его собственная энергия направляется в соответствии с ситуацией на то или иное внешнее поведение и на то или иное изменение внутренних процессов. Это не капля, которая пассивно катится по уклону или под влиянием движения окружающей жидкости, а самодвижущаяся инфузория, уходящая от вредного для неё и стремящаяся к полезному. Это не мячик, который летит, куда его бросили, а птица, которая сама взлетает по тревоге или преследует добычу. Это не кристалл, растущий из раствора или расплава, а растение, в подходящих условиях формирующее себя из поглощаемых питательных веществ, способное выполнить целую жизненную программу — давать споры, цветы, плоды, семена. Это не взрыв вулкана, а множество самоподдерживающихся биологических процессов в организме, которые в совокупности обеспечивают жизнь организма, развитие, движение, размножение и т.д. Наконец, это не робот, который может быть сделан под человека и внешне повторять человеческое поведение, а человек в натуральном виде с колоссальным разнообразием возможностей целенаправленного поведения (по сравнению с мячиком, вулканом, инфузорией и даже птицей).

Про самоуправляемость живого существа можно было бы думать, что это сигналы из внешнего мира управляют реакциями этого существа. Примерно как люди, программировавшие робота, предопределили его последующее поведение. Но нет, это неверно.

Живое существо в силу своей биологической природы должно во всех своих проявлениях либо сохранять себя живым, либо погибнуть. Робот тоже может сломаться, но это совсем другое. В понимании человека живое существо, даже самое примитивное, в любой обстановке «гнёт свою линию», ведёт себя так, чтобы жить и выполнять природную «жизненную программу». Если же не гнёт, значит это существо заболело или «сломалось», или «испортилось», или погибло.

Можно и робота научить (или заложить в алгоритм соответствующие цели, и он сам научится) поддерживать, скажем, в нужных кондициях электрические параметры питания, вибрацию и трение движущихся частей. Но всё это опять-таки не будет тем, что зародилось в живой природе и в конце концов привело к сознанию человека. Из бесчувственных полупроводниковых элементов не возникает чувствующий организм. А из биологических веществ, тоже бесчувственных, как только возникает живой организм, реагирующий на сигналы, так появляется прототип будущего жизнеощущения и разума Homo sapiens.

Мы не пожалели слов и времени на обсуждение самоуправляемости живых существ, чтобы не ошибиться в дальнейшем. Чтобы не приравнять человека ни к его жизнеощущению, ни к его видеоизображению, ни к роботу, ни к самцу или самке соответствующего биологического вида.

Однако мы ещё не упомянули самого важного момента в самоуправляемости живых существ — обратной связи.

 


Биологическая обратная связь

Процессы в живом существе самоподдерживаются. В неживой природе не бывает костра, который сам в себя добавляет горючий материал, сам убирает накапливающийся пепел, сам уворачивается от ветра, раздувающего пламя, от дождя, грозящего погасить. Живой организм подобен такому необычному устойчивому костру, который сам поддерживает себя, не догорая и не полыхая чрезмерно. Реальный костёр в реальных условиях неустойчив, и требуется недюжинная сноровка, чтобы он горел ровно.

Где же тот разум, те руки, что в каждой живой клетке поддерживают ровное пламя жизни, верно направленную слаженность биологических процессов?

Легко механику: каждый винтик, каждая деталь послушны, и из них можно собрать сконструированный в уме механизм с заранее заданными свойствами. Механик-природа собрала живые конструкции из очень непослушных, капризных «винтиков», и почему эти конструкции не рассыпаются, сами себя воспроизводят, умеют за себя постоять? Почему устойчивы?

Погибшее живое существо — как погасший костёр. Переход в неживое состояние означает утрату живой устойчивости, живая материя перестаёт себя поддерживать, и силы неживой природы начинают распоряжаться ею по-своему.

Гибель есть прекращение важных процессов, обеспечивавших слаженное живое единство всех процессов организма. А жизнь, наоборот, есть динамичное единство процессов, устойчиво поддерживающее себя в неотрывной взаимосвязи со средой, в биологическом распорядке роста, развития, взаимодействия живых существ.

Вот животное преследует добычу. Добыча может петлять, менять направление, но преследователь сам наводится на цель. Ничего удивительного, так и собака в игре догоняет убегающего хозяина, птица ловит порхающую бабочку. Но в неживой природе, не считая разумеется техники, ничего подобного самонаводящемуся движению нет.

Убегающий увёртывается, догоняющий замечает это и корректирует своё движение, и так продолжается всё время, пока погоня не кончится, удачно или неудачно. Замечательна тут возможность успешно преследовать цель, не зная заранее траектории её ухода. И ориентация в незнакомом месте тоже происходит по схеме отслеживания ситуации и коррекции поведения. И вообще исправление неточного движения, повторение неудачной попытки, — все эти обычные для людей и животных формы поведения предполагают цикл: поведение — анализ ситуации — если нужно, коррекция поведения, — продолжение поведения. Такой порядок протяжённой во времени состыковки поведения с меняющейся ситуацией и называется обратной связью.

Обратная связь подстёгивает, когда добыча близко, и охолаживает, если далеко. Обратная связь переключает поведение, если появились новые важные обстоятельства, например, опасность или что-то неизвестное.

Активное реагирование на внешние раздражители требует внутренней мобилизации организма. В то же время сами процессы в живом организме непрерывно требуют для своего протекания благоприятных условий, и такие условия организм поддерживает при участии тех же упомянутых систем восприятия слабых сигналов и запуска или остановки, усиления или ослабления более мощных биологических реакций. То есть, обратная связь направляет не только внешнее поведение живого существа, но и внутренние процессы.

В неживой природе таких причинно-следственных зависимостей, как обратная связь живого существа с внешней и внутренней средой, нет. Эта причинно-следственная зависимость представляет собой замкнутую цепочку, так что причинное изменение само испытывает влияние вызванных им изменений.

Благодаря активному характеру биологических процессов, получающих энергию посредством тех или иных взаимодействий со средой, и благодаря обратной связи, привязывающей реагирование на сигналы к целям, благоприятным для жизни, живые существа не прозябают, не гоняются за недосягаемым, не лопаются от обжорства, не путают полезное с вредным, не перегреваются, не перевозбуждаются, не обезвоживаются, развиваются соответственно биологической программе и так далее. Причём всё это удаётся им в довольно разнообразных и изменчивых условиях окружающей среды.

Биологи рассказывают, что хищное членистоногое фаланга не чувстует сытости и продолжает хватать пищу, пока может её поймать. Отяжелев, она теряет подвижность, и уже не способна ловить подвижную добычу. Но если её кормить с пинцета, фаланга может лопнуть. В этом случае обратная связь имеет не сигнальный характер, а физический.

Несигнальные обратные связи действуют в популяциях животных. Чрезмерно размножившиеся животные испытывают нехватку корма и это через болезни и недоразвитие ведёт к снижению численности. Добавьте сюда фактор хищников, число которых тоже возрастает в окрестностях, пока для них много добычи. В свою очередь регуляция численности хищников тоже происходит через обеспеченность пищей.

 


От рефлекторной обратной связи к самопрограммируемой

Итак, для живых существ характерна особая несиловая связь с окружающим миром, которую мы назвали самоуправляемостью, и в которой выделили замкнутую причинно-следственную зависимость — обратную связь.

Численность популяций регулируется тоже обратными связями, но не информационно-поведенческими, а материальными.

Пока у животных нет разума и его подобия, пока нет способности самообучаться, пробуя те или иные способы реагирования на обстановку, обратные связи действуют автоматически. Сами живые существа не властны над ними. Они не могут отключить сложившиеся закономерности поддержания жизни и численности, не могут на них повлиять, если условия изменились, если для выживания прежние связи не годятся.

Самообучение, характерное для высших животных, повышает гибкость их поведения, возможность приспосабливания к разным условиям обитания, разным видам пищи и способам её добывания. Но обратные связи по-прежнему автоматичны, хотя формы поведения животных принимают иногда характер упреждающего реагирования на засуху и другие стихийные бедствия.

У человека разумного способность к самообучению и познанию качественно выше, чем у животных собратьев. Но эта способность превращается поистине в могущество, когда люди открывают для себя целенаправленное познание мира, целенаправленное совершенствование орудий и условий жизни, целенаправленное развитие трудовых и мыслительных навыков.

Фиксация, передача, совместное накопление и воспроизводство знаний дают возможность каждому человеку воспринять огромный опыт предшественников.

 


Представление о человеке в голове человека

Самым ценным для человека является объективно не золото, не алмаз, не пища, не комфорт, не психологический комфорт (престиж) и даже не любовь, даже не дети... И уж конечно не патриотизм.

 


Содержание

Чем мышление человека отличается от его имитации на вычислительной машине
То, не знаю что
Природное значение мышления
Манипулятивное извращение мышления
Самоуправляемость живых существ
Биологическая обратная связь
От рефлекторной обратной связи к самопрограммируемой


 

См. по алфавиту
Предметный указатель

 


—————
¯¯¯¯¯