Защита памяти
Публицистика
Оглавление лекций


Василий Грозин

Популярные лекции о современном коммунистическом мировоззрении

Общее знание защищает всех

Панацея от всех бед человека - разум.

Мир, управляемый сверху. Вот уже четверть века мы живём в изменившемся мире. Социалистическая система, с которой капиталистическому империализму 20-го века приходилось сосуществовать и соревноваться во всех сферах жизнедеятельности, с разрушением СССР перестала быть фактором всемирного развития. Ушла вроде бы в прошлое гонка вооружений. Исчезли вроде бы резоны для провоцирования «горячих точек» и всякого «терроризма».

Под знамёнами открытости людей друг другу, демократии, цивилизованности, гуманитарной помощи, прогресса в широком смысле слова - в мире стали происходить тектонические изменения, не совсем отвечающие ожиданиям международной общественности, какой она была во второй половине XX века. Оценки этих изменений с точки зрения традиционных способов оценивания явлений человеческой жизнедеятельности оказались бы весьма неоднозначными, положительными в одном и отрицательными в другом. Эта противоречивость требует подробного рассмотрения, выявления её причин.

Ведь у рычагов развития человечества оказались силы, вооружённые передовой наукой и высокоразвитыми технологиями. Силы, накопившие к концу XX века огромный производительный потенциал. Силы, которым с их огромными возможностями никто в постсоветском мире не мог чинить препятствий.

Не день, не два, а вот уже пять пятилеток никто в мире не мешает нынешним господствующим силам перестраивать общественные отношения самым лучшим образом. Кроме разве что собственного дракона внутри этих сил. Но откуда взяться зловредному дракону среди столь цивилизованных и столь преуспевающих?

Противоречивость тенденций постсоветского мира - широкая тема. Мы обратим внимания на ключевые моменты, очевидные и в то же время замалчиваемые.

Прежде всего отметим два очевидных обстоятельства:

1) для разных стран и регионов мира последняя четверть века обернулась разнонаправленными изменениями в хозяйственной жизни: на постсоветской территории происходила дезинтеграция хозяйства, фантастическое для невоенной обстановки разрушение экономического и научно-технического потенциала, подчинение воспроизводственных процессов внешним субъектам и их местным ставленникам; в то же время идёт процесс впечатляющего развития КНР с её огромными резервами неизбалованной рабочей силы; идёт интеграция Европы, привлекательная не только для европейского населения;

2) возможности благополучного развития, как научно-технологические, так и финансовые, сконцентрированы на одном полюсе мира, и их использование не происходит стихийно, хотя и представляется иногда таковым, а направляется сверху; об управляемом сверху характере развития однозначно свидетельствует соответствие четвертьвековых тенденций интересам именно господствующего полюса; притом, как мы уже говорили выше, это происходит в условиях отсутствия сколь-либо значимых противодействующих сил и объективно неблагоприятных обстоятельств.

Картина постсоветского мира несмотря на витринный лоск и комфорт, получается вполне в духе марксистских прогнозов. Экономико-правовые возможности в современном мире распределены нерационально. На одном полюсе - несоразмерный интересам людей избыток возможностей, выражающийся в несуразных по объективной мерке величинах частных денежных состояний, в изъятии из общедоступного оборота полноценного знания. С другой - дефицит возможностей для тех народных масс, которые объективно заинтересованы совместным трудом упрочивать своё положение, развиваться, обеспечивать задел благополучия для будущих поколений.

И при этом удивительно легкомысленные, чтобы не сказать глумливые, обещания большей гармонии обществ через десять лет, пятнадцать, сорок, пятьдесят, двести...

Но главным, притом более всего замалчиваемым моментом, характеризующим постсоветский миропорядок, является принижение в современном мире значения сознательности людей [1]. Свойство человека, выстраданное и выношенное многовековой культурой человечества, которое предшествующими поколениями с полным основанием считалось самоценным, достойным, передовым, прогрессивным, в последние десятилетия как-то незаметно перестало быть объектом заботы государства и общественности, перестало быть целевым приоритетом системы образования и системы массового информирования.

Если нельзя, но очень хочется, то... Чеховский студент ошибался, когда утверждал, будто словами можно доказать и опровергнуть всё что угодно. Конечно, если некие пройдошливые люди приравнивают правильные доказательства и опровержения к ложным, не опасаясь неприятных для себя последствий, то они запросто «усовершенствуют технику языка до такой степени, что будут доказывать математически верно, что дважды два - семь».

Однако сама жизнь требует от человеческих сообществ и от отдельных людей адекватности представлений о мире и о совместном поведении. Не прихоть любителей честности, а объективные интересы всех и каждого побуждают общество к достаточности соответствия сообщаемых друг другу сведений реальным обстоятельствам и реальным планам.

Когда что-то в нашей жизни оказывается не так, как мы ожидали и хотели, мы задумываемся о причинах. Почему мы ошиблись в своих ожиданиях? Что сделали не так? Что оценили неправильно? Чего не предусмотрели? Можно ли поправить и как?

Посмотримте вокруг. Здания стоят и как правило не обрушиваются, машины как правило работают... Туннели, прокладываемые с двух сторон навстречу в толще горных пород, стыкуются в заданной точке. Нелегко вообразить такую обыденную ситуацию для множества людей в современном мире, которая не была бы достаточно полно отражена в совокупном знании. И уж если множество людей берётся за какое-либо важное общее дело, занимающее время и требующее целенаправленных усилий от всех участников, то наверное, кто-то в этом множестве обязан заботиться, чтобы возводимое здание не обрушилось, создаваемая машина работала, пробиваемый туннель состыковался.

Есть и другие заботы: чтобы здание было построено и сдано (притом в разумный срок и с приемлемыми затратами), а не брошено недостроенным, чтобы оно оказалось нужным и удобным. То же и машина, и туннель. И чтобы затраченные усилия принесли людям такие жизненные возможности, на которые рассчитывали участники все вместе и каждый в отдельности.

В общей картине мира всякий объект, в том числе и ещё не готовый, занимает определённое место, состыкован со множеством других объектов, обстоятельств, стремлений людей.

Ошибки случаются, однако очевидно, что преобладает всё-таки созидательный процесс. Хотя, пожалуй, не так. Очевидное преобладание созидательного процесса в нашей стране имело место до 1986-1988 годов, до того не замеченного нами исторического момента, когда перестройка постепенно стала превращаться в «катастройку».

«Работа над ошибками» в бытность СССР происходила постоянно, порою с перегибами, становилась предметом общественных дискуссий, официальных и кухонных, юмора, сатиры, анекдотов. Происходило не только «списание убытков», но также извлечение уроков на будущее. В постсоветском мире об ошибках тоже говорят иногда, но как-то так, что непонятно в итоге, огорчаются по их поводу или гордятся, намерены исправлять или усугубят. В итоге понятно другое: постсоветские ошибки и постсоветские победы - это одно и то же. Дважды два бывает и семь.

Совместно поддерживаемое общее знание защищает всех от опасностей, ошибок, недоразумений, несогласованности, злоупотреблений ближних... Правонарушителям и невеждам как правило противостоит круговая порука сознательных граждан, привычно поддерживающих общеизвестный благоприятный порядок взаимодействий.

Другой вопрос, можно ли разделить человеческое общество так, что часть людей будут обладать полноценным целостным знанием и руководствоваться между собой правильной логикой доказывания, опровержения, сопоставления, оценивания... А к остальным эти обособившиеся люди применяли бы специально усовершенствованный язык, и доказывали с его помощью «математически верно» и то, что дважды два - семь, и всё, что угодно. Ну, пускай не совсем всё, а хотя бы почти всё.

Для такого разделения существуют в жизнедеятельности общества естественные предпосылки: разрыв в знаниях между взрослыми и несовершеннолетними, между квалифицированными профессионалами в какой-либо области знания и просто образованными людьми, наконец, между обычными гражданами и теми, кого по их отклонениям от психической нормы относят к недееспособным. Можно ли распространить разрыв в знаниях и логике на людей, достигших совершеннолетия, психически нормальных, окончивших среднюю школу конца XX - начала XXI века, колледж, академию? Можно ли в отношениях с дееспособными согражданами не соблюдать всем привычной обязанности, не следить за соответствием сообщвемой информации реальности?

Туннели, кубики, паззлы и страхи. Можно ли навязать совершеннолетним и дееспособным «детскую» логику? Язык легкомысленной безответственности?

— Нет, эта лапка не подходит к цыплёнку, она с перепонками; это от утёнка или гусёнка. И этот непонятный кусочек не от цыплёнка: цыплёнок же на зелёном фоне, а здесь фон сиреневый...

— Маму нужно слушаться, потому что она больше знает... А чужого дядю нельзя слушаться, потому что он... плохой...

Малыш уже научился складывать из кубиков изображения цыплят, утят, гусят и прочих знакомых объектов. Это очень поможет ему в жизни: по характерной детали можно распознать целое и по этому общеизвестному целому правильно судить обо всех деталях, в том числе не сразу заметных, о связях, о важности, о перспективах.

Но наш малыш ещё не вполне понимает, как обосновываются отношения в мире взрослых людей. Кстати, а как они обосновываются?

Не каждый взрослый с ходу объяснит это себе и сородичу. Если прежде, за суетой, об этом не задумывался. А мы уже разбирали этот вопрос выше [2], и теперь можем опереться на это выраженное нами общеизвестное знание:

Объективно характеризует человека в глазах других людей то множество целей, которое представлено в его сознании и поведении...

Правильным мерилом поведения, плана действий, оценки чего-либо в мире взрослых людей считается наилучшее соответствие оного поведения, плана, оцениваемого события, идеи, стечения обстоятельств и т. д. нашему множеству целей. Притом, множество целей взрослого человека, и мамы, и чужого дяди, помимо сиюминутного желания, потребности, подвернувшейся возможности, учитывает более далеко идущие резоны, такие, например, как безопасность и благоприятные перспективы. Да и сородичам мы желаем добра, хотели бы дружить, помогать друг другу по мере возможности, соревноваться.

Понятно, почему для каждого взрослого является обычным делом во многих случаях ставить исполнение какой-либо обязанности выше исполнения какого-нибудь желания. Эта привычная взрослым практика соотнесения желаний и обязанностей приводит или к сближению первого со вторым, или же, напротив, к конфликту между ними, к поиску более желательных обязанностей.

Понятно, что маме в окружении «плохих» чужих дядей не под силу было бы уберечь ребёнка от дурных советов и иных опасностей. Всякий факт посягательства человека на человека, на ребёнка или на взрослого, выглядит в правильно устроенной взрослой жизни как нечто из ряда вон выходящее, вызывает возмущение и солидарный отпор. И является объектом внимания правоохранительной системы, педагогики, обществознания, каждого сознательного гражданина.

Цели людей наиболее благоприятны друг другу, когда людей спаивает множество общих дел и забот (спаивает, конечно, не в смысле пьянства, а в смысле пайки - прочного соединения). И тем большее значение приобретает понимание интересов друг друга, уважительное отношение к целям другого человека. Но не ко всяким же целям! Понятно, насколько важное значение имеют общеавторитетные способы оценивания различных интересов и целей, не только своих, но и чужих, их соотнесения между собой, взвешивания, выстраивания приоритетности.

Как изворачивались сотрудники респектабельной газеты «ИЗВЕСТИЯ», в 90-е годы незаметно мимикрировавшей из советской в антикоммунистическую, когда оправдывали своё соучастие в нашумевшей финансовой пирамиде «МММ»! Мол, сами они не приветствуют финансовые пирамиды, но, дескать, постсоветским законом этот бизнес не запрещен, а демократия и рынок обязывают СМИ (морально, что ли, обязывают?!) предоставлять свои страницы любым рекламодателям!..

Конечно, задним числом понятно: общественный психоз катастройки и 90-х годов для того и был устроен, чтобы сбить общие резоны, упорядочивающие множество интересов, чтобы позволить некоему меньшинству опустить статус большинства граждан и установить над обществом коммерческий диктат нуворишей.

Правильная оценка была и остаётся такой: общественная опасность «финансовых пирамид» состоит в том, что их устроители, играя на страстях, соблазняют людей спекулятивной игрой, которая подрывает в обществе мотивацию к общественно-полезному труду, приучает плевать на интересы ближних, проторяет как бы «законный» путь к благополучию меньшинства за счёт ущерба для большинства и для общества в целом.

При социализме порочные пути к процветанию перекрыты не только запретом мошенничества как такового, но - главным образом - социалистической организацией финансовой и хозяйственной деятельности, привязкой - и законодательной, и моральной - доходов к трудозатратам и к общественной пользе. Что касается конкретного ущерба для большинства незадачливых игроков в «финансовые пирамиды», то эта опасность сама по себе менее страшна для общества. Ангажированные критики пирамид не просто так акцентируют общественное внимание наоборот, именно на последнем зле, старательно закрывая глаза на более страшные последствия для общественных отношений.

Какие мы усматриваем более страшные последствия для общественных отношений от тех экономико-правовых изменений, ради которых был разрушен Советский Союз?

Возьмём самый свежий из характерных для постсоветской истории геополитических форс-мажоров: войну (или «войну») на Украине. Силы, четверть века безраздельно господствующие в мире, сосредоточившие в своих руках колоссальные ресурсы и фантастические технологии влияния на умы, фактически монопольно правящие миром, оказались как всегда в роли непричастных свидетелей и судей. Разыгрывают внутреннее несогласие, тем временем общественные процессы идут в том самом русле, какое одинаково выгодно нашим якобы рассорившимся Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу.

Теперь уже всем очевидно, хотя и помалкивают: высокая идея независимости возбуждалась перестроечной «элитой» в бывших советских республиках всего лишь для того, чтобы пограбить расчленённое хозяйство и порознь пойти на поклон и в услужение к зарубежным господам.

Нормальному человеку такие события представляются кровавым бредом, а наши рассорившиеся шутят, благотворительствуют, блуждают в трёх соснах, приучают народишко к тому, что выпестованные ими свободные СМИ законно и с выгодой для себя могут заниматься дезинформированием общества. Оправданием продолжающихся преступлений и преступных же планов. И что к этому то ли злу, то ли благу, следует относиться толерантно. Действительно ли в братской республики убивали и убивают друг друга, или чудовищная информационная машина отснимает и транслирует под видом новостей голливудщину - в любом из двух вариантов отношение к происходящему поддерживается в обществе неадекватное.

Даже если простить и забыть беспредел 1990-х, даже если отвлечься от форс-мажоров, которые имеют в нынешнем мире странноватое обыкновение вдруг быстро заканчиваться и забываться, что мы имеем в 2015 году?

◊ Грандиозные научно-технические возможности, о которых мечтали мы в Советском Союзе. И не только мечтали, но и осваивали, пусть не быстрее всех в мире. Правда, в постсоветском мире возможности эти прибраны к чужим частным рукам и служат нередко больше их владельцам, нежели пользователям. Последние же ограничены в правах и возможностях.

◊ Расточительность в не очень нужном, а иногда и вредном для общественного развития, и контрастирующая с ней скаредность в необходимом и поднимающем человека.

◊ Злокачественную недоинформированность массового человека, чего мы в Советском Союзе и представить себе не могли.

Чего стоят идеологические столпы антикоммунистической цивилизации - демократия, свобода, права человека, если граждане лишены целостной картины реальности, в которой живут и от которой зависят, объективного знания и основательных прогнозов? Беззащитны против произвола цен, зарплат, против неблагоприятных изменений в жизненно важных сферах? Кого и что можно выбрать демократическим путём, когда тектонические решения принимаются кулуарно денежными мешками, а органы власти и информирования низводят граждан в собственной стране ниже положения политических беженцев?

Навыки связного мышления современного человека под влиянием урезанного образования и некачественного информирования ограничены уровнем подростка младшего возраста. Взрослые дяди и тёти не различают достойного и недостойного, беззащитны и раболепствуют перед вышестоящими, закрывают глаза на нужды сограждан и общества. Не соотносят достижений с возможностями, не замечают искусственной заниженности требований референтной тусовки к нынешнему неоднозначному порядку общественных отношений. Легко поддаются натравливанию на ближних.

Круговая порука общественного противостояния злу вывернулась за годы шоковой терапии в круговую поруку иерархической продажности. Говорить полезную обществу правду и даже слушать её теперь страшновато: это не понравится нанимателям, у которых хорошо поставлено информирование друг друга о каждом гражданине. Так что современный сознательный человек, кем бы он ни был, принуждён умерять своё понимание действительности, прятать свою сознательность, вместе с другими закрывать глаза на важные, но скрываемые стороны нынешнего бытия. Иначе рискует стать изгоем социал-расистского «общества». На этой круговой поруке, на этом страхе и держится наше «общество» XXI века от форс-мажора до форс-мажора.

Москва
31.08-11.09.2015


—————
¯¯¯¯¯